Крупнейшим русским художником стал В.А. Серов. Его портреты — вершина этого жанра в искусстве XIX — начала XX в., как бы итог его предшествующей истории. Для них свойственен глубокий внутренний психологизм, сложная и гармоничная игра цветов и рефлексов, композиционная целостность (портреты "Девочка с персиками","Девушка, освещенная солнцем", К. Коровина, 3. Юсуповой, М.Н. Ермоловой, О.К. Орловой и др.). Занимался мастер также и пейзажами, и жанровыми, и историческими сюжетами.
И все же на рубеже веков не социальные проблемы и не исторические личности стояли в центре внимания художников. Искания в области живописи приобретают особую интенсивность. Многие мастера обращаются к символизму, искусству, закономерно развивавшемуся в то сложное, неоднозначное время, искусству, "питающемуся фантазией". Отсюда их интерес к прошлому, сказочному, легендарному, к древним религиям и культурам, к мистике; их произведения изобилуют намеками, иносказаниями, символами.
Это можно наблюдать на примере творчества М.А. Врубеля. Мир его картин проникнут фантастически-сказочными образами, часто драматичными, мятущимися ("Демон сидящий", 1890). Для произведений М.В. Нестерова характерны религиозно-нравственные искания ("Видение отроку Варфоломею"). Древнерусские мотивы интересно преломляются в полотнах В.М. Васнецова, Н.К. Рериха, И.Я. Билибина. Приверженцем импрессионизма в русской живописи выступает К.А. Коровин ("У балкона", портрет Ф.И. Шаляпина).
Новые эстетические принципы были провозглашены в программе художников, объединившихся в конце 90-х гг. в группу "Мир искусства", просуществовавшую с перерывами до 1924 г. Им претили равно и академическая склонность, и некоторая прямолинейность и назидательность передвижников. Мирискусники провозгласили принцип автономности искусства от жизни и свободу творчества художника. Они увлеченно постигали как русское искусство XVIII века, так и новейшие западноевропейские течения, искали новые пути в изобразительном искусстве. К старшему поколению группы принадлежали А.Н. Бенуа, К.А. Сомов, Л.С. Бакст, Е.Е. Лансере, а также С.П. Дягилев, меценат, организатор "Русских сезонов" в Париже, который немало содействовал открытию выставок "Мира искусства".
В группу входили художники разных стилей и оклада. Вероятно, единственной чертой, объединявшей их, являлось стремление к изысканности, декоративности, стилизованному восприятию прошлого. Вот почему с "Миром искусства", кроме уже названных имен, были связаны Н. Рерих и В. Серов, Ф.
Малявин и М. Врубель, Б. Кустодиев и З. Серебрякова. Мирискусники создавали не только интересные и значительные станковые произведения. Они были авторами великолепных иллюстраций (А. Бенуа, "Медный всадник" А.С. Пушкина; И. Билибин, "Русские сказки"; Е. Лансере, "Хаджи Мурат" Л.Н. Толстого), оформляли театральные спектакли Художественного театра и "Русских сезонов". Им принадлежат теоретические работы по истории изобразительного искусства и архитектуры (А.Н. Бенуа, И.Э. Грабарь). Выпускаемый объединением с 1899 по 1904 гг. одноименный журнал сыграл важную просветительную роль. В 1910-x гг. появляются различные направления русского авангарда. Художники "Бубнового валета", "Ослиного хвоста", "Мишени", кубофутуристы, супрематисты, стремясь к новой живописной выразительности, экспериментировали в области цвета и формы, использовали опыт Сезанна, и кубистов (П.П. Кончаловский, И.И. Машков, А.В. Лентулов, М.Ф. Ларионов). Идеи абстракционизма нашли выражение в работах В.В. Кандинского и К.С. Малевича.
Статьи по теме
История появления пирамид
Египетские пирамиды - величайшие архитектурные памятники Древнего Египта, среди которых одно из "семи чудес света"— пирамида Хеопса. Пирамиды представляют собой огромные каменные сооружения пирамидальной формы, использовавшиеся ...
Архитектура Раннего Царства I-II
династии
Годы создания единого государства в истории Древнего Египта называют Ранним Царством. В те времена в долине реки Нил уже сложилось примитивное рабовладельческое общество. Государством правил фараон.
В этот период строятся жилища, культов ...
Искусство эпохи бронзы
В эпоху бронзы возникли новые формы выражения идей и чувств человека – монументальная пластика и культовая архитектура. Кроме этого, интенсивное развитие получило декоративно-прикладное искусство. Самостоятельными отраслями производства с ...