Социокультурная ситуация 60-70-х годов XX века в России

Материалы » Культура России ХХ века » Социокультурная ситуация 60-70-х годов XX века в России

Художественный процесс 60-70-х годов отличался интен­сивностью и динамизмом своего развития. Он был тесно свя­зан с известными общественно-политическими процессами, происходившими в стране. Не зря это время называют политической и культурной «оттепелью».На формирова­ние культуры «оттепели» сильнейшее воздействие оказало и бурное развитие научно— технического прогресса, определившее многие социально-экономические процессы это­го периода. Экологические изменения в природе, миграция большого количества населения из деревни в город, услож­нение жизни и быта в современных городах привели к серь­езным изменениям в сознании и нравственности людей, что и стало предметом изображения в художественной культу­ре. В прозе В. Шукшина, Ю. Трифонова, В. Распутина, Ч. Айтматова, в драматургии А, Вампилова, В. Розова, А. Во­лодина, в поэзии В. Высоцкого прослеживается стремление в бытовых сюжетах увидеть сложные проблемы времени.

В 60-70-е годы по-новому зазвучала тема Великой Отечественной войны в прозе и кинематографе. Художест­венные произведения тех лет не только более смело раскры­вали конфликты и события минувшей войны, но и заостряли свое внимание на судьбе отдельно взятого человека на войне. Самые правдивые романы и фильмы были написаны и сня­ты писателями и режиссерами, знающими войну по личному опыту. Это прозаики — В. Астафьев, В. Быков, Г. Бакланов, В. Кондратьев, кинорежиссеры Г. Чухрай, С. Ростоцкий.

Подлинным явлением советской культуры стало рождение в период «оттепели» так называемой «деревен­ской прозы». Ее проявление отнюдь не говорит о том, что существовали особые художественные потребности у кре­стьянства, которые значительно отличались от потребнос­тей других слоев советского общества. Содержание боль­шинства произведений В. Астафьева, В. Белова, Ф. Абра­мова, В. Распутина и других «деревенщиков» не оставляли равнодушным никого, ибо речь в них шла о проблемах об­щечеловеческих.

Писатели- «деревенщики» не только зафиксировали глубокие изменения в сознании, морали деревенского чело­века, но и показали более драматичную, сторону этих сдви­гов, коснувшихся изменения связи поколений, передачи духовного опыта старших поколений младшим. Нарушение преемственности традиций приводило к вымиранию ста­рых русских деревень с их веками складывающимся бы­том, языком, моралью. На смену приходит новый уклад сельской жизни, близкий городскому. Вследствие этого ме­няется коренное понятие деревенской жизни — понятие «дома», в которое издревле русские люди вкладывали и по­нятие «отечества», «родной земли», «семьи». Через осмыс­ление понятия «дом» осуществлялась и глубокая связь по-, колоний. Именно об этом с болью писал в своем романе «Дом» Ф. Абрамов, этой проблеме посвящены и повести В. Распутина «Прощание с Матерой» и «Пожар».

Проблема взаимоотношения человека и природы, од­на из самых острых глобальных проблем XX века, получила свое особое художественное звучание также в 60-70-е годы. Нерациональное использование природных богатств, за­грязнение рек и озер, уничтожение лесов явились тяжелей­шими последствиями научно-технического прогресса. Нерешенность этих проблем не могла не сказаться и на духовном мире человека, ставшего свидетелем, а часто и прямым виновником нарушения экологического баланса в природе. Же­стокое, потребительское отношение к природе порождало в людях бессердечие, бездуховность. Именно нравственным проблемам в первую очередь был посвящен фильм-панорама тех лет «У озера» кинорежиссера С. Герасимова. Шестидесятые годы явили советскому обществу фе­номен прозы А. Солженицына. Именно в этот период появ­ляются его рассказы «Один день Ивана Денисовича» и «Матренин двор», ставшие классикой инакомыслия тех лет. Подлинным открытием театральной культуры того времени явилось создание молодых театров-студий «Со­временник» и «Таганка». Заметным явлением художест­венной жизни тех лет явилась деятельность журнала «Но­вый мир» под руководством А. Твардовского.

В целом художественная культура «оттепели» суме­ла поставить перед советским обществом ряд насущных проблем и попыталась в своих произведениях эти пробле­мы решить.

Статьи по теме

Русская иконопись в послепетровской России
Со временем искусство всего византийского мира, и искусство Древней Руси постигло забвение. Пала под ударами турок-завоевателей византийская империя, оказались завоеванными мусульманами некогда христианские страны Малой Азии и многие слав ...

Возрождение традиций иконописания в древней столице Сибири – Тобольске, при Духовной Семинарии
В последнее десятилетие XX века в России повсеместно стали открываться духовные учебные заведения, в том числе и иконописные школы, что является свидетельством возрождения иконописной традиции, передающейся от мастера к ученику. С 1990 г. ...

Характеристика стилистики отделки интерьеров в конце начала XIX века
В этой главе мною предпринята попытка анализа литературы, касающейся убранства интерьера начала XIX века с целью выявления основных особенностей и тенденций в его отделке. «Искусство отделки интерьера – это и вполне определенные пропорци ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация