Образование, просвещение и наука русского зарубежья

Материалы » Культура русского зарубежья » Образование, просвещение и наука русского зарубежья

Страница 3

Общая цифра всех русских научных работников, оказавшихся за рубежи после второй мировой войны, составляет около тысячи человек. Библиография трудов, изданных за рубежом отечественными учеными, насчитывает более 13 тысяч работ. Трое отечественных ученых-эмигрантов были удостоены Нобелевских премий: И.Р. Пригожин в 1977 г. по химии, С. С. Кузнец в 1971 и В. Леонтьев в 1973 г. по экономике.

Особое место в мировой науке занимает русская философия. Творения отечественных мыслителей, созданные за рубежом, продолжали тот плодотворный этап в развитии русской философской культуры, который начался на рубеже XIX и XX столетий. Следует сказать, что эмиграция спасла отечественную философию от уничтожения в 30-е годы. Именно за рубежом после 1930 г. были созданы и изданы большинство из лучших работ Н. Бердяева, С. Булгакова, Б. Вышеславцева, И. Ильина, Н. Лосского, С. Франка и многие другие труды русских философов.

Проблема истоков русской революции в научном наследии эмиграции 20-30-х годов занимала ведущее место. Можно выделить два направления эмигрантской мысли в оценке причин событий 1917 г. Первое, наиболее традиционное, опиралось на антиевропоцентристские схемы славянофилов. Так, Н. Трубецкой, П. Савицкий, А. Карташев объявляли основной причиной революции внешних фактор европейское влияние, разрушившее, по их мнению, единство системы ценностей в России.

Представители второго направления, Н. Бердяев, В. Зеньковский, Ф. Степун, П. Струве, Л. Карсавин, концентрировали внимание на внутренних факторах. На первый план они выдвигали следующие аспекты: разрыв государства и общества, слабость церкви как религиозно-политического института, своеобразие русской религиозности (мессианизм). В отличие от России Европа ими воспринималась как модель цивилизации, сумевшей выработать механизм саморегуляции и самоохранения социально-политической структуры и культурных традиций. Это направление представляется весьма перспективным в отношении развития культурологического анализа.

Большинство русских философов признавали историческую неизбежность революционного взрыва как следствия своеобразного развития России в последние перед революцией десятилетия и особого склада умонастроений российской интеллигенции. Но они были категорически против теоретического и нравственного оправдания ее как способа решения социальных противоречий и проблем. Русские мыслители доказывали порочность попыток претворения утопии в жизнь, невозможность реального земного воплощения идеалов, как бы привлекательны они не были. По их мнению, невозможно уничтожить зло путем уничтожения носителей зла, ибо никакая перемена внешних условий жизни неспособна изменить сознание людей, которое зависит от внутреннего состояния души. Только постоянное, ежедневное преодоление зла в себе способно утвердить добро в отношениях между людьми. Как писал С. Франк, даже малое, но доброе дело сегодня гораздо важнее и значительнее, чем подготовка себя к великому подвигу завтра и примирение при этом с хотя бы малым злом сегодня во имя торжества добра и справедливости завтра.

Духовное наследие русского зарубежья нельзя представить без весьма любопытного явления общественной мысли, каким было евразийство. Это движение было основано Н. Трубецким, Г. Флоровским, П. Савицким и П. Сувчанским публикацией в Софии в 1921 г. сборника статей под названием «Исход к востоку». Евразийцы сочетали в себе идеалы славянофильства XIX в. с верой в создание новой культуры, которая объединит Европу и Азию. Они призывали к борьбе человечества против губительного «кошмара» всеобщей европеизации. Ответственность за безудержное проникновение в Россию романо-германской культуры возлагалась на ее агента - русскую интеллигенцию. Европейской культуре противопоставлялась равносильная ей евразийская культура.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме

История развития и становления натюрморта как вида изобразительного искусства
Богат и значителен реалистический опыт, накопленный в жанре натюрморта, воздействующего на зрителя в результате ассоциативных чувств, представлений и мыслей, возникающих при восприятии правдиво изображенных предметов натуры. Достоверное и ...

Искусство - как часть духовной культуры
Другим важнейшим видом духовного производства является искусство. Создавая художественные образы, которые, с известной долей условности могут быть приравнены к научным моделям, экспериментируя с ними при помощи собственного воображения, л ...

Искусство русской народной вышивки
Все, что на современном языке называется "украшениями", имело в древности ясно читаемый религиозный магический смысл. Оберегами у языческих славян считались предметы и явления природы, составляющие основу их верований и распрост ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация