Если говорить об искусстве Зарубежной России, то следует отметить, что оно буквально покорило весь мир. Русские художники, композиторы и музыканты-исполнители, русские оперные, балетные и драматические постановки задавали тон в мировом искусстве.
За рубежом после революции оказались очень многие выдающиеся музыкальные деятели: композиторы - А. Глазунов, А. Гречанинов, С. Прокофьев, С. Рахманинов, И. Стравинский, Н. Черепнин; исполнители - В. Горовиц, А. Браиловский, А. Боровский, Б. Маркевич, Н. Орлов, А. Черепнин, И. Эпери, Г. Пятигорский; артисты балета - А. Павлова, В. Нежинский, В. Коралли, М. Кшесинская, А. Данилова; певцы - Ф. Шаляпин, А. Вертинский и многие другие.
Большим влиянием в музыкальном мире пользовался Игорь Федорович Стравинский, которому принадлежит целый ряд нововведений в музыку. Исключительным успехом пользовались концерты С. Рахманинова. С. Прокфьев именно в эмиграции проявил свой композиторский дар. Н.Чепепнин активно сочинял музыку и был директором Русской консерватории в Париже. Выдающийся дирижер Сергей Кусевицкий за рубежом завоевал мировую славу. Он возглавлял знаменитый Бостонский симфонический оркестр. Им был основан музыкальный центр, где были опера, драма и школа дирижеров.
С огромным успехом выступал за рубежом Федор Иванович Шаляпин. Собирали большое количество слушателей концепты Александра Вертинского и Вадима Козина. Музыкальным явлением стало русское хоровое искусство, завоевавшее признание во всем мире. В эмиграции были созданы хор Донских казаков, хоры под руководством С. Жарова и Н. Кострюкова, хор имени атамана Платова и другие. Под влиянием отечественной хоровой повой музыки во Франции, Германии, Австрии стали создаваться хоры, состоявшие почти целиком из иностранцев, исполнявшие русскую церковную и светскую музыку.
Еще с 1907 г., когда С. Дягилев организовал ежегодные выступления отечественных артистов в Париже, так называемые «Русские сезоны», особым успехом пользовался за рубежом русский балет. Ведущие артисты балета А. Павлова, В. Нежинский и другие закрепили славу русского балета как исключительного явления в искусстве, работу Дягилева продолжил Сергей Михайлович Лифарь, который был не только постановщиком, но и теоретиком балета. Во всех больших городах мира русскими артистами балета были откпыты балетные школы и студии, где искусство русского балета преподавалось иностранным ученикам. Среди руководителей этих школ были такие знаменитые артисты балета, как Кшесинская, Коралли, Косавина, Преображенская, Балашева, Егорова и другие. Русскими деятелями балета была создана наука о танце - хореология, принятая в один из старейших университетов Европы - Сорбонну, где С. Лифарь получил кафедру и читал лекции по балету. В своем очерке о балете С. Лифарь писал: «Мы с гордостью утверждаем, что мировой балет всей первой половины XX века есть создание балетных сил русской эмиграции».
Следует отметить, что влияние отечественной музыкальной и исполнительской школы на мировое искусство постоянно подпитывалось не прекращавшейся эмиграцией выдающихся исполнителей. Только за два последних десятилетия на Запад эмигрировали Галина Вишневская и Мстислав Ростропович, Кирилл Кондрашин, Максим Шостакович, Родион Щедрин, такие танцоры как Михаил Барышников, Рудольф Нуриев, Александр Годунов, Галина и Валерий Пановы и многие другие.
В послереволюционной эмиграции оказалась также и большая группа русских актеров и театральных деятелей. В 20-е годы в европейских странах давала спектакли так называемая «Пражская группа», состоявшая в основном из артистов Московского художественного театра. В Берлине был основан «Русский романтический театр», в Париже был открыт «Русский интимный театр», «Зарубежный камерный театр», «Театр комедии и драмы», «Театр русской драмы». Русские театры были основаны и в Лондоне, других городах Европы и на Дальнем Востоке. Из наиболее известных актеров можно назвать М. Чехова, И. Мозжухина, Е. Рощину-Инсарову, В. Греча, П. Павлова, А. Вырубова. Из теоретиков театра и режиссеров следует выделить Николая Евреинова и Федора Комиссаржевского.
Особенно большой вклад в русскую и мировую культуру внесли представители изобразительного искусства. После революции за рубежом оказалось несколько сот выдающихся русских художников, скульпторов и архитекторов. Достаточно назвать лишь некоторые имена, чтобы представить значение их творчества для развития мирового изобразительного искусства. В первую очередь Николай Константинович Рерих, которому в Нью-Йорке посвящен отдельный музей. Не только картины, но и его общественная деятельность имеют большое значение. Именно он явился автором проекта международного соглашения об охране памятников культуры во время войны, получившем название «Пакта Рериха».
Статьи по теме
Развлечения
Увлекательное и захватывающее зрелище представляют собой национальные игры и спортивные состязания кыргызов. Вам будет интересно не только увидеть, но и поучаствовать в них, проверить свою силу, ловкость и смекалку.
Как и многие века наз ...
Н.А. Бердяев – философ свободы и творчества
Тема свободы - основная в творчестве Николая Александровича Бердяева (1874 -1948), наиболее известного на Западе представителя русской философской и культурологической мысли. «Всю мою жизнь я был бунтарем», - записал Бердяев в своей «Авт ...
Идеологические
установки коммунистов по отношению к художественной культуре
В начале XX века В. И. Лениным были сформулированы важнейшие принципы отношения коммунистической партии к художественно— творческой деятельности, которые легли в основу культурной политики советского государства. В работе «Партийная орган ...