Вехи творческого пути мордовского скульптора

Материалы » Жизнь и творчество С. Эрьзи в контексте диалога культур 20 века » Вехи творческого пути мордовского скульптора

Страница 6

На сегодняшний день также известны следующие факты, касающиеся создания работы «Жертвы революции 1905 года»: «…И там, в Гаграх, в Баку, Эрьзя не раз вглядывался в высокогорный пейзаж, крепко запала в его упрямую голову «уральская» идея творить совместно с природой. Не оставлял и замысел отразить трагедию братоубийственной войны. Отметим: окна художественной школы глядели на черные глазницы Дома Ипатьевых, где всего за несколько дней до приезда Эрьзи совершилось кровавое злодеяние . Горизонтальная композиция из железобетона — молодые, сильные, красивые, мертвые тела . и ребенок — была им названа «Жертвы гражданской войны». Один из мордовских исследователей творчества Эрьзи убедительно предполагает ассоциативную связь между скульптурой и расстрелом в подвале Ипатьевского дома. Хотя, думаю, Эрьзя мыслил более обобщенно, что, впрочем, ничуть не притупило бдительность наших давних цензоров и парткомов — на всех выставках эту работу заставляли именовать не «Жертвы гражданской войны», а «Жертвы 1905 года»….».

На творчество Степана Эрьзи обратил внимание народный комиссар просвещения СССР А.В.Луначарский. В газете «Правда» от 1 мая 1926 года, в статье «Достижения нашего искусства» Луначарский, в частности, писал: «Не могу не сказать несколько слов о скульптурной выставке: Она показала мне новое лицо, глубоко меня заинтересовавшее, мало оцененное у нас, но уже имевшего громкое имя за границей, мастера Эрьзи».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Статьи по теме

«Авангардное искусство» и политика
Вообще-то сложно называть нефигуративное искусство «авангардом», поскольку оно старо как мир. Мужчины перед охотой изображали диких зверей, вполне реалистически, но в ритуальных целях, дабы обеспечить успех будущего предприятия. Женщины, ...

Искусство эпохи железа
Последнее тысячелетие до нашей эры – завершающий этап существования первобытности. В начале этого тысячелетия люди научились добывать значительно более прочный материал – железо, орудия из которого окончательно вытеснили каменные и частич ...

Символ как информационная единица коммуникации. Основные группы символов
Символ несёт в себе сложную, многоплановую, сконцентрированную информацию для тех, кто в состоянии ее прочитать, но, в отличие от знака, замещающего собой предмет, он представляет собой также трактовку, интерпретацию данного знака. В каче ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация