Древнейшие дошедшие до нас иллюстрированные рукописные книги датируются пятым веком нашей эры, но книги и свитки декорировались уже в античном мире. В древнем Египте и в Греции рисунками украшались папирусные свитки. Расцвет книжного иллюстрирования был вызван изобретением «книги», т.е. переходом от папирусных свитков к кодексам, состоящим из переплетенных листов пергамена. Этот переход совершался постепенно, между вторым и четвертым веками н.э. Книжное иллюстрирование оставалось одной из самых процветающих форм искусства вплоть до XVI века, когда роскошно декорированные рукописные кодексы постепенно уступили пальму первенства печатным изданиям.
Представляется, что анализ тематики изучения иллюстраций в древних книгах достаточно актуален и представляет научный и практический интерес.
Характеризуя степень научной разработанности изучения иллюстраций в древневековых книгах, следует учесть, что данная тема уже анализировалась у различных авторов в различных изданиях: учебниках, монографиях, периодических изданиях и в интернете. Тем не менее, при изучении литературы и источников отмечается недостаточное количество полных и явных исследований указанной тематики.
Научная значимость данной работы состоит в оптимизации и упорядочивании существующей научно-методологической базы по исследуемой проблематике – еще одним независимым авторским исследованием.
Определенная значимость и недостаточная научная разработанность проблемы изучения иллюстраций в древневековых книгах определяют научную новизну данной работы.
Теоретико-методологическую базу исследования составили четыре группы источников. К первой отнесены авторские издания по исследуемой проблематике, например, труд Лазарева В.Н. «История византийской живописи». В книге кратко и доступным языком рассказывается о развитии византийского искусства, начиная от раннехристианских мозаик Равенны. Ко второй отнесены учебная литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература, например, труд Ивлева С.А. «Художественная культура Средневековья: Материалы для учителя МХК». Данные очерки родились из собственной учительской практики автора, тесного общения с учителями и являются попыткой собрать воедино материал, необходимый учителю для подготовки к урокам по базовому курсу мировой художественной культуры. Сюда вошли вопросы технологии разных видов искусства, схемы и рисунки, поясняющие технологические процессы, таблицы основных событий в культуре Средневековья. Отдельный очерк посвящен методике использования на уроках иллюстративного материала. К третьей отнесены научные статьи в периодических журналах по исследуемой проблематике, например, статья Квливидзе Н.В. «Лицевой летописный свод и Годуновская Псалтирь 1591 г. Отражение иконографии миниатюр в монументальной живописи и иконописи кон. XVI в
При проведении исследования были использованы следующие методы исследования:
· анализ существующей источниковой базы по рассматриваемой проблематике (метод научного анализа).
· обобщение и синтез точек зрения, представленных в источниковой базе (метод научного синтеза и обобщения).
Объект исследования – процесс выполнения иллюстраций в древневековых книгах.
Предмет исследования – оформление древних книг.
Цель исследования – изучение иллюстраций в древневековых книгах с позиций методов, технологий их выполнения.
Чтобы достичь указанной цели, необходимо решить ряд задач:
1. Изучить литературу по теме исследования;
2. Определить функции древневековх книг;
3. Рассмотреть материалы и технологии изготовления рукописной книги;
4. Выявить, кто занимался оформлением древних книг;
5. Охарактеризовать особенности оформления древних книг;
6. Указать технологии иллюстрирования книг в Средние века;
7. Изучить оформление древних Библий.
Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка из 14 источников, приложения. Приложение содержит 9 рисунков.
Статьи по теме
Живописец Иван Петрович Аргунов
Вторая половина XVIII века — правление Елизаветы Петровны и Екатерины II— была временем переменчивым и хлопотливым. Возводились и украшались блестящие царские резиденции, усиливался крепостнический гнет, именами Новикова и Радищева начина ...
Освоение цветной печати
Почти одновременно с новым стилем резцовой гравюры, созданной Маркантонио Раймонди, в Италии возникает новая форма ксилографии. За столетие ее существования от ранних чисто контурных изображений европейская обрезная гравюра прошла немалый ...
П. Федотов
Павел Андреевич Федотов (1815—1852) тоже принимал участие в иллюстрировании произведений современных ему писателей, в частности Достоевского. Но эта область деятельности не была для него главной, хотя современная иллюстрация и стала одним ...