Покровительство искусству - это активное сотрудничество между художником и патроном – покровителем, ведущее к созданию и завершению произведения искусства. Покровительство такого рода было крайне важно для художественного творчества: обе стороны, и патрон, и мастер, вносили свой вклад в реализацию проекта. Без такого сотрудничества не появилось бы ни одно произведение древневекового искусства.
Явление покровительства искусству в области книгопроизводства может рассматриваться двояко: в рамках коллективного владения книгами, используемыми совместно членами религиозной общины, и как индивидуальное покровительство производству книг со стороны духовного или светского лица.
Книги, произведенные по индивидуальному заказу, как в зеркале отражают разнообразные личные интересы заказчика. Собираемые для самообразования, книги удовлетворяли потребность заказчика в том или ином роде информации. Феномен страстного библиофильства был довольно частым явлением.
В раннем Средневековье большинство книг производилось для церковно-литургических нужд и использовалось священниками и монахами в церквях и монастырях. Эти книги – особенно Библии – считались собственностью святого патрона того или иного храма или монастыря. В таком качестве книги должны были, по мнению людей раннего Средневековья, обеспечить привязанность святого к общине, преподнесшей ему столь дорогой подарок, и символизировать нерушимость и продолжительность этой привязанности. Подобное же отношение к книгам выражается в изредка встречающемся включении в литургические манускрипты копий важных документов, имеющих отношение к правовому статусу и привилегиям общины, или хроник этой общины. Физическая близость этих документов к священному тексту, несомненно, придавала им дополнительную важность и подлинность.
Настоящая нужда в книгах возникала, когда основывался новый монастырь: его обязательно нужно было снабдить всей необходимым для литургической деятельности, в т.ч. церковной утварью и книгами. По обычаю, настоятель и монахи, приходившие в новооснованную обитель из уже существующего монастыря, приносили оттуда и все самые необходимые книги, без которых новая община не могла вести богослужение. Остальные нужные книги спешно копировались на заказ. Пример первого настоятеля французского монастыря св. Эврульта, который сам скопировал целый ряд книг и основал тамошний скрипторий, показывает, какие книги считались самыми необходимыми в подобных случаях. Среди книг, переписанных самим настоятелем, были антифонарий, градуал, и коллектар. Товарищи настоятеля копировали такие другие книги, как сборник выдержек из Ветхого Завета и комментариев к нему, Семикниижие и миссал.
Уже в XII веке книги производились скорее для частных лиц, чем для коллективных заказчиков. Этот факт свидетельствует о существовании в то время читательской аудитории, чьи заказы, по всей вероятности, и послужили причиной значительного увеличения количества производимых книг. Постепенное проникновение книг в светскую культуру привело к появлению и бурному развитию светских мастерских, укомплектованных профессиональными писцами и конкурирующих с монастырскими скрипториями. В XII веке мы встречаемся с первыми упоминаниями о библиофилах, как духовных, так и светских. Такими знаменитыми книголюбами были, например, Иоанн Салисберийский и Хью из Пюизе: оба завещали библиотекам кафедральных соборов, в которых они служили, по несколько дюжин книг. В то же самое время появляются профессионалы, странствующие по периферии и переписывающие книги там и сям. Таков был безымянный мастер, работавший на аббатство Ст. Олбанс в Англии, а позднее путешествовавший по Франции и, вероятно, в конце концов попавший в Париж. Странствующие писцы помогали монастырскому книгопроизводству, а иногда и полностью замещали его. Это явление постепенного развития книгопроизводства в направлении большей специализации еще не до конца исследовано историками книги.
После всех изменений, происшедших в XII веке, характерными стали следующие черты светского покровительства производству книг. В одном случае частное лицо или семейная пара заказывает книгу или дарует сумму, необходимую для изготовления книги. Об этом частенько извещает колофон или посвятительное изображение патронов - донаторов на фронтисписе книги. Как альтернатива, затраты на производство книги могут быть взяты на себя группой светских людей. В таком случае избирается администратор, обычно духовное лицо, который собирает необходимую сумму и нанимает исполнителей заказа. Протоколы переговоров и сделок, проведенных в ходе производства т.н. Библии Чертоза ди Кальци, содержат ошеломляющий (более 60 человек) список индивидуальных донаторов, с точным указанием сумм, внесенных каждым из них.
Статьи по теме
Атмосфера жизни в Югославии, вторая половина XX века
Как мы знаем в Югославии, после второй мировой войны, организовался своеобразный экономической строй, как принято называть социализм, социализм с правом деятельности мелким и средним предпринимателям-производственникам, с принципом деятел ...
Философия Эпикура
Обращена к человеку была и философия Эпикура (341–270). В 307 году в Афинах он основал школу в одной из рощ, назвав ее «Садом». На воротах красовалась надпись: «Странник, здесь тебе будет хорошо, здесь высшее благо – наслаждение». Снова, ...
Культура Ассирии: военное устройство, письменность, литература, архитектура,искусство
Культуру, религию и искусство Вавилонии заимствовали и развили ассирийцы. В развалинах ассирийского царя Ашшурбанипала (VII в. до н.э.) в Ниневии ученые обнаружили громадную для того времени библиотеку, которая насчитывала десятки тысяч ...