Индия оказала огромное влияние на развитие своего островного соседа — Шри-Ланки (Цейлона). В V— II вв. до н. э. выходцы из Индии — племена сингалов и тамилов — создали на острове первые государства. Со времени посольства, отправленного на остров индийским царём Ашокой (III в. до н. э.), здесь начал распространяться буддизм, который и по сей день остаётся основной религией Шри-Ланки. Традиционно искусство Шри-Ланки делят на несколько периодов в соответствии с названиями столиц острова: 1) период Анурадхапуры (III в. до н. э. — X в. н. э.); 2) период Полоннарувы (XI—XIV вв.); 3) период Канди (XIV—XIX вв.).
Город Анурадхапура – древняя столица Шри-Ланки, видевший на своем веку 113 королей. Его главная святыня – старейшее на земле дерево Бо, которому две тысячи лет. Согласно преданию, это островок того самого фикуса, под которым в 6 веке до н.э. принц Гаутама просидел десять лет в позе лотоса, достиг просветления и стал Буддой.
Точная дата основания города неизвестна. Согласно индоарийской астрологической традиции город был назван в честь звезды в созвездии Скорпиона – Анурадха. В 380 г. до н.э. король Пандукабхая утвердил Анурадхапуру столицей первого сингальского государства. К западу от города он построил резервуар Басавак Кулам для снабжения водой растущего населения города. В период своего расцвета город занимал площадь 52 кв. км, а население составляло несколько десятков тысяч человек. Были построены водопровод (I в. н.э.) дороги и мосты, дворцы, монастыри, храмы, больницы и кладбище. Анурадхапура оставалась столицей в течении 1400 лет.
История Анурадхапуры – история правления 113 королей, многие из которых внесли огромный вклад в развитие города и сингальского государства. Но постоянные интервенции со стороны государств Южной Индии привели к тому, что в 993 г. город был разрушен, а столица перенесена в Полоннаруву.
И хотя последующие правители восстановили многие великие памятники Анурадхапуры, город не смог вернуть былое величие и, придя в упадок, зарос джунглями. Английский охотник обнаружил руины руины города в 1820 г., но только в 1912 г. начались серьезные археологические работы.
Анурадхапура – это не только древняя столица, но и святой город. Каждый год тысячи верующих совершают паломничество по святым местам, которых на территории города восемь: дерево Бо и семь дагоб (ступ). Также в древнем городе обнаружены руины нескольких монастырских комплексов.
Город Полоннарува. На протяжении многих лет Полоннарува была резиденцией правителей Анурадхапуры, где они любили отдыхать. Во времена тамильских нашествий Полоннарува служила им укрытием. Когда в 993 г. Чолы захватили Анурадхапуру и Полоннаруву и остров стал провинцией могущественного южноиндийского государства, оккупанты назначили одного их своих принцев вице-королем Ланки в Полоннаруве, которую, как они считали, легче охранять, чем Анурадхапуру. Чолы правили из Полоннарувы до 1070 в., когда ланкийский контроль Виджаябаху I, правитель Рухуны, центра, сингальского национального движения, захватил Полоннаруву, изгнал захватчиков с острова и восстановил сингальский университет. В 1073 г. он формально взошел на престол в Анурадхапуре, но утвердил Полоннаруву административной столицей острова. Город сохранял этот статус до 1293 г. Находится на берегу водоема Паракрама Самудра (море Паракрамабаху), включающем в себя 3 небольших озера общей площадью более 15 кв.м. Одиннадцать каналов отводили воду в разных направлениях, снабжая город водой и орошая окрестные поля и плантации. В центре водоема на маленьком острове сохранились руины старинной ступы.
Город Канди.
Город Канди – столица Шри-Ланки в 16-19 веках, «Великий город» Канди, дольше всех сопротивлялся захватчикам-англичанам. Этот город для буддистов – место святое. Здесь, в Храме Зуба Будды под золотым куполом в нескольких золотых ларцах хранится зуб Будды Гаутамы. Согласно буддийскому ритуалу, Зубу следует помолиться, потом умыться водой из специального чана, очиститься от грехов в благовонном дыме и метнуть несколько рупий к основанию купола. Выходить из храма следует пятясь – чтобы ни в коем случае не повернуться к святыне спиной. Ежедневно в храме проходит церемония поклонения Зубу и раз в году – десятидневный праздник с ночным факельным шествием Зуба на слонах, с барабанщиками, акробатами, танцорами и сотнями тысяч паломников.
Статьи по теме
Женская одежда
Женская традиционная одежда Волжско-уральских татар как в общем комплексе, так и в деталях, имеет больше разнообразия по сравнению с мужской. Она различалась не только по функциональному назначению (весення, летняя, осення, зимняя, повсед ...
Понятие, структура, функции имиджа
Слово имидж: (от фр. или англ. image) в буквальном переводе на русский язык означает образ, облик.
В общей психологии под образом в широком смысле слова понимается субъективная картина мира или его фрагментов, включая самого субъекта, др ...
Создание и распространение моды
Участившаяся в XVII в. смена моды, законодательная роль Франции в ее создании обусловили дальнейшее разнообразие форм ее распространения.
Создателями моды этого времени были в основном французские короли и их знатные придворные. Придворн ...