Древнейшими памятниками искусства на территории острова являются огромные буддийские ступы — да'гобы. В отличие от индийской ступы дагоба не имеет ограды с воротами, с четырёх сторон к ней пристроены вахалькады — небольшие сооружения кубической формы. В них расположены своеобразные «ложные двери» — проходы, символизирующие врата во Вселенную. Каждая вахалькада украшена стелой с рельефами. Расположение вахалькад связано и с жизнью Будды: восточная символизирует его рождение, южная — просветление, западная — распространение буддизма, северная — нирвану. Как и в Индии, растительные орнаменты и изображения священных животных были непременным скульптурным дополнением ступы-дагобы. В III в. до н. э. возводились гигантские сферические или колоколообразные дагобы из кирпича, как, например, Тхупарама, Махатхупа, Абхаягири.
Кроме дагоб на острове возник и другой тип ступы — сравнительно небольшой, установленной на платформе, к которой с четырёх сторон ведут лестницы. Характерная деталь оформления подобных ступ — так называемый Лунный Камень, находящийся перед лестницей. Лунный Камень представляет собой полукруг, украшенный полосами рельефов, которые располагаются вокруг листа лотоса. Такая ступа, получившая название четия-гхара, была объектом поклонения как напоминание о нирване Будды. В ней паломники и монахи находили также защиту от непогоды. Примером подобной постройки может служить четия-гхара в Медиригири недалеко от Полоннарувы (VII в.).
Бодхи-гхара и асана-гхара представляют собой ещё два типа буддийской архитектуры Шри-Ланки. Бодхи-гхара — сооружение, возведённое вокруг дерева Бо, символа просветления Учителя. В асана-гхаре почитался пустой трон — символ первой проповеди Будды. Эти буддийские символы играли очень важную роль в искусстве Индии, но лишь в Шри-Ланке были воплощены в архитектуре.
В конце периода Анурадхапуры возник новый тип сооружений — так называемый Дом Статуи, который предназначался для скульптурных изображений Будды. Дома Статуи нельзя считать храмами—скорее это места, где верующие не молились, а размышляли о буддийском учении.
В Анурадхапуре и Полоннаруве сохранились остатки светских построек — в основном дворцов правителей острова.
Знаменитые комплексы монастырей
Монастырь Абхаягирия (Анурадхапура). Монастырь расположен в северной части древнего города и занимает площадь около 235 гектаров. Построен в I в. до н.э. для группы монахов, изгнанных за ересь из монастыря Махавихара и создавших новое течение буддизма – Махаяну (направление буддизма, не отрицающее богов). К сожалению, монастырские записи не сохранились, поэтому история северного монастыря большей частью неизвестна.
Главная достопримечательность комплекса – Абхаягирия дагоба – была построена в 124 г. Первоначальная высота ее была 115 м, сейчас же размеры ступы не превышают 79 метров в высоту и 106,5 м в диаметре. Согласно легендам Будда прибыл на остров и, обладая сверхъестественными способностями, одной ногой ступил в северной части Анурадхапуры, а другой на вершине горы Шри Пады. Над отпечатком ступни в Анурадхапуре была построена дагоба, украшенная серебром и золотом, а затем и монастырь. Кроме главной ступы на территории монастыря есть небольшие, но не менее важные ступы. Одна из них – Ланкарама – была построена королем Валагамбаху и какое-то время служила его убежищем во время оккупации Анурадхапуры тамильскими завоевателями. Самый большой зал для ассамблей в Шри-Ланке, Саннипатасала, расположен напротив южного входа главной ступы. Открытый зал без кровли, построенный из камня, имеет 4 входа. Восстановлено несколько монашеских келий монастыря. Центральная комната здания, где находилась библиотека, была предназначена для учителя и использовалась в качестве комнаты для занятий. В угловых комнатах жили монахи-ученики. Кирпичные стены были покрыты штукатуркой, а крыша выложена из глянцевой керамической плитки, черепки которой обнаружены при раскопках. Жилые помещения снабжались горячей и холодной водой, также существовали туалеты с уникальной дренажной системой. В трапезной монастыря обнаружен каменный котел, вмещающий 5000 плошек риса. Восстановлен большой бассейн Эт Покуна, снабжавший водой большую часть комплекса.
Статьи по теме
Балет в эпоху Просвещения
В 18 в. стремительно развивались оба стиля танца – благородный и виртуозный. В области театрального танца появились мастера, сформировавшие свой индивидуальный стиль. Наряду с Дюпре это был блистательный Гаэтан Вестрис (1729–1808), высоко ...
Письменность
В период Раннего царства египетская письменность уже сложилась.
Накануне периода I династии египтяне пользовались всеми основными видами знаков и всеми приемами их сочетания, какими пользовались впоследствии.
Греческие писатели назвали ...
Развитие российской науки
«Развитие производительных сил, особенно начавшийся переход мануфактуры в фабрику, становление капиталистического уклада в экономике оказывали благоприятное влияние на научную жизнь страны, активизировали русскую научную и техническую мыс ...