Европейская культура Нового времени охватывает период к. 17—19 века. Хотя в истории принято считать началом Нового времени — французскую буржуазную революцию 1789 года. В данном случае можно наблюдать хронологическое несовпадение культурной и исторической периодизации. Основными базовыми ориентирами возникновения данной культуры принято считать развитие буржуазного способа производства и ориентация на развитие человеческой индивидуальности.
Каждый период Нового времени отличается своеобразием:
· 17 век — становление капитализма.
· 18 век — Просвещение (выдвижение проблемы полной свободы человека, стремление к атеизму, материалистическая картина мира, экспериментальные методы познания, не поиск истины, а поиск путей ее познания, промышленная революция, развитие торговых отношений, рождение третьего сословия, расцвет науки и рационализма). Происходит заметный разрыв с философией. Те, кого считают просветители философами (Вольтер, Монтескье, Дидро) скорее могут быть отнесены к идеологам. Философия изначально стремится выйти за рамки человеческого знания, а просветители основывают свое знание исключительно на человеческом разуме.
· 19 век — (развитие крупной буржуазии, развитие промышленности, нарастание социального расслоения в обществе, развитие национального самосознания, обострение социальных противоречий, небывалый научно-технический прогресс).
Мироощущение эпохи Нового времени:
Ø научность (в основе которой гениальные творения Паскаля и Декарта);
Ø рационализм (обусловлен возникновением идей деизма);
Ø вера в прогресс; Миф о прогрессе – главный миф нового времени. Через прогресс человек пытается еще раз утвердить идею антропоцентризма.
Ø абсолютизация значимости воспитания (материалом для этого стало «третье сословье», среди которого начали выделяться фигуры торгаша и «представителя свободной профессии» (получившего в России название «интеллигент»);
Ø понимание личности как сложное и противоречивое явление. У Паскаля – есть две реальности – Вселенная и человек. Первая могущественна, вторая – возвышенна. Разум в человеке проявляется только тогда, когда он осознает свое ничтожество. Ларошфуко в «Максимах» пишет о том, что человек – это существо, движимое страстью. Страсть не настигает человека, а возникает из него. В ней он не страдает, а самоутверждается и самопроявляется.
Ø Наследница бюргерства – буржуазия. Но ее сущность не в городской принадлежности, а в добывании богатства. С 18 века буржуа уверенно заявляют о себе и проявляют свое господство в культуре. Вершина – 19 век. Антагонистом буржуа выступает дворянство. С 20 века проявляется кризис буржуа. Но Запада культура отличается однородностью. Дворянство практически исчезло.
Ø Идеи буржуа сформулированы Бенджаменом Франклином в «Автобиографии». К богатству ведет не только неустанный труд и предприимчивость, но и неустанная работа над собой. Франклин выделяет 13 добродетелей, среди которых такие как выдержанность в еде и питье, немногословность и способность избегать пустых разговоров, порядок, решительность и неукоснительное выполнение того, что решено, бережливость, трудолюбие, искренность и отказ от обмана, справедливость, умеренность, чистота и опрятность одежды и помещений, спокойствие и умение не беспокоиться по мелочам, целомудрие и скромность. Он пишет о деньгах, что они должны служить сами себе и идти в рост. Человеку же в его системе отводится скромное место рядом.
17 век явил основные предпосылки развития культуры Нового времени, к которым можно отнести следующие:
· начало массового книгопечатания в Европе (уже в сер. 15 века житель Майнца Иоганн Гуттенберг напечатал 42-строчную Библию, в 16 века свои печатни имели около 240 городов Европы) В Венеции уже в 16 веке существовали рукописные сводки новостей, за которые платили мелкую монету (газетту). Печатные сводки появляются в 17 веке — «журналы», т. е. «дневник»; первый журнал вышел во Франции и назывался «Журналь де саван», в распространении прессы большое значение имело развитие почты;
· великие географические открытия (Выход европейской культуры за свои территориальные рамки, географические открытия и образование колониальной системы, развитие наций, национальных культур и национальных государств, к. 15 века португальцы открывают новый путь в Индию, испанцы во главе с Христофором Колумбом открывают Новый свет, затем португальцы захватывают территории в Азии, Африке и большую часть Бразилии. Европа оказывается зараженной поисками сказочного богатства страны Эльдорадо. В 16 и 17 веке морские плавания стали совершать англичане и голландцы, в затем и французы: французы основываются в Канаде, а голландцы—в Австралии и Новой Зеландии. Русские открывают Берингов пролив, осваивают пространства Сибири).
· развитие естествознания (все в мире можно подвергнуть сомнению, несомненен только сам факт сомнения, который является непосредственным свидетельством существования разума. Мир огромен и безграничен, Земля стала познаваемым объектом. Торричелли, Паскаль, Бойль, Мариотт получили начало научному изучению жидкостей и газов, Декарт и Ньютон делают первые шаги в объяснении света. Гарвей открывает законы кровообращения. Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей делают поистине космические открытия, были совершены открытия в области гидростатики, электромагнетизма, механики и физики, баллистики, оптике, в физиологии растений и животных наука становится коллективной, академической, выходит «из кабинетов»).
· промышленные открытия и техническое развитие (возникает убеждение, что все можно механизировать), развитие финансового капитала и торговых отношений, рождение мануфактурного производства и водяного колеса,
· урбанизация (формируется городская культура, для которой характерны особый уклад и образ жизни, разделение труда и расслоение населения, наличие интеллектуальной жизни и чиновничества, наличие рынка, стремление к новизне и моде);
· формирование классов (буржуазия, наемные рабочие, торговцы и т.д.).
· становление светского искусства и отделение искусства в качестве самостоятельного культурного феномена от религии и науки. Новые стили – барокко и классицизм.
Термин «Просвещение» был веден в трудах Гердера и Вольтера, окончательно в научный обиход его ввел Кант. До этого век называли веком разума.
Европейское Просвещение — исторически-конкретный комплекс идей, породивший определенную систему культуры. Просвещение означает глубокий переворот не только в умах относительно узкого круга идеологов, но и в сознании огромной массы людей. Они, по словам Канта, вышли «из состояния своего несовершеннолетия» и были захвачены потоком новых идей, что привело к появлению специфических черт культуры эпохи Просвещения. В основе просвещения лежит идея о том, что разумность дана человеку природой. Речь идет не о результате, а о процессе и перспективе человеческого развития.
Просвещение стало в культуре первым последовательным движение секуляризации. Человек перестает ощущать себя сотворенным Богом, а мыслит себя как природное существо.
Эпоха европейского Просвещения занимает исключительное место в истории человеческой цивилизации благодаря мировому масштабу и долговременному значению. Хронологические рамки данной эпохи определены крупным немецким ученым В. Виндельбандом как столетие между Славной революцией в Англии и Великой французской революцией 1789 г. В последовательной череде исторически формировавшихся общественных идей и культурных явлений просветительская идеология и культура не стояли особняками: их истоки — в предшествующих веках. Человек не просто становится в центре мироздания, но и признается в качестве основного объекта и орудия активного воздействия со стороны самого человека в целях совершенствования мира и человеческого сообщества.
Одной из предпосылок Просвещения можно считать распространение в социальной сфере в 16 веке жанра социальных утопий, конструирующие идеальные варианты нового общества. Среди них можно вспомнить «Утопию» Томаса Мора, «Новую Атлантиду» Бэкона.
Социально-экономическими предпосылками культуры эпохи Просвещения являются кризис феодализма и начавшееся тремя веками ранее развитие капиталистических отношений в Западной Европе. В связи с этим необходимо выяснить смысл понятия «капитализм», чтобы понять значимость этого явления во всемирной истории. Один из крупнейших современных историков Ф. Бродель в своей книге «Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV—XVIII вв.» приводит великолепное определение: «Экономический и социальный строй, при котором капиталы — источник дохода — в целом не принадлежат тем, кто приводит их в действие собственным трудом». Исходными компонентами капиталистического развития являются технический прогресс и наличие рыночных товарно-денежных отношений. В европейской модели позднего феодализма они взаимообусловливали друг друга и были связаны со структурными особенностями социально-политической подсистемы общества, а также окружающей природно-географической средой (умеренный пояс и дифференцированное плодородие почвы).
В схематичном виде комплекс факторов, обусловивших в конечном счете генезис капитализма в Западной Европе, выглядит следующим образом. Децентрализация и плюрализм форм, присущих западноевропейскому феодализму и связанных с особенностями природно-географической среды поддерживали устойчивую тенденцию к институционализации дифференцированных непирамидальных структур общества. Эта тенденция отчетливо проявляется в формировании исключительно европейской социальной организации — сословной монархии.
Полицентричная структура сословных монархий, характеризующаяся балансом ее отдельных элементов, создает предпосылки для перехода от традиционной распределительной экономической политики к рыночной организации. В рамках последней торговля и денежное хозяйство активизируют технический прогресс, превращая его в новую европейскую традицию. Естественно, что обрисованный механизм не смог бы успешно «заработать» без подключения чисто европейских культурно-цивилизационных особенностей (христианства, прежде всего «протестантского духа», и античного наследия, в частности рецепции римского права). Таким образом, в Западной Европе стал осуществляться переход от статичных социальных образований к стабильным саморегулирующимся общественным системам (капитализм и есть такая система), не имеющим аналогов в предшествовавшей истории человечества, включая и греко-римскую.
Именно в обстановке неудержимо нарастающего кризиса феодализма, на волне большого общественного подъема возникает культура эпохи Просвещения. Истоки этой культуры специалисты вполне резонно усматривают:
· в гуманистической мысли Возрождения,
· в рационализме Декарта, политической философии Локка, где «идеи эпохи Просвещения впервые нашли всестороннее, ясное и глубокое объединение...» (В. Виндельбанд),
· в английском деизме,
· в достижениях математики, естествознания и точных наук XVII в.
Генезис Просвещения находится в центре внимания современной историографии. Так, американский исследователь П. Гей в своей уже ставшей классической работе «Просвещение: Интерпретация» называет период с 1300 до 1700 г. «предысторией Просвещения». Эти четыре столетия явились временем, когда были восстановлены разорванные связи с античной языческой философией, выступающей предтечей просветительской идеологии. Философия Ренессанса также во многом обогатила Просвещение, и, хотя ренессансный период в основном был религиозным, философы были заняты поисками компромиссной формулы, которая позволила бы совместить языческую философию с христианскими верованиями, «светскость и благочестие, классику и христианство» (П. Гей).
Необходимо отметить приоритет Англии в формировании идеологии и культуры европейского Просвещения, причем не следует забывать о неоднородности, глубоких отличиях и специфике проявления в отдельных странах Просвещения. Идеи Просвещения зарождаются в Англии, где ее виднейшими представителями были Джон Локк, Джон Толланд, Антони Коллинз и Джозеф Пристли.
Наибольший расцвет идеи Просвещения достигли во Франции, в трудах Шарля Луи Монтескье, Вольтера, Дени Дидро, Жан-Жака Руссо и др. Большую роль в популяризации их идей сыграли энциклопедии, первая из которых была выпущена во Франции и составляла 17 томов текста и 11 томов иллюстраций в 18 веке.
Свои особенности имелись у немецкого Просвещения — «Священная Римская Империя германской нации» медленно изживала тяжкие последствия тридцатилетней войны: политическую раздробленность, экономическую отсталость, упадок культурных центров. В начале XVIII в. во многих сферах жизни Германии царили еще средневековая косность, суеверия, церковные догмы. Одной из особенностей германского Просвещения, где выделялись фигуры Г. Лейбница, Г. Лессинга, И. Винкельмана, X. Виланда, Ф. Клопштока, И. Гердера и др., является существование католического Просвещения. Ни в одной другой европейской стране не было ничего подобного. В латинских странах каждый, кто не был согласен с церковью, выходил из нее и боролся против нее. В «Священной Римской Империи», напротив, желающий подвергнуть критике церковь и духовенство стремился исправить их изнутри в полном соответствии с поговоркой: «Кто сильно любит, тот сильно бьет». Это различие между «Просвещением» в немецких землях и латинских странах (за некоторыми исключениями) выражается в том факте, что во Франции и иных европейских государствах церковь занимала позицию твердыни в море критики и нападок, тогда как в Германии она реформировалась (речь идет о католической церкви). Все было подвергнуто основательной ревизии:
· догматическая теология и библеистика,
· моральная и пасторальная теология,
· образование священников
· и орденская жизнь,
· проповедничество в сопоставлении с экономическими и социальными проблемами,
· литургия и
· практика благочестия.
· К этому следует добавить реформу преподавания религии в связи с преобразованиями всей школьной системы и новыми потребностями педагогики.
Главной идеей просветителей было — вера в мощь и силу человеческого разума, который способен изменить жизнь человечества к лучшему. Просветители считали, что все беды человечества происходят из-за невежества. Поэтому особое место в культуре данного времени принадлежит философии. Философия Просвещения подготовила Великую французскую революцию и сформировала ее основной лозунг: «Свобода. Равенство. Братство». Просветители призывали к естественности и в искусстве, к правдивости чувств: «Не надо остроумия, не надо эпиграмм, не надо изысканных мыслей; все это слишком далеко от простой природы», -- восклицал Дидро. Однако в художественных произведениях они приводили к сентиментальности. Обильно чувствительные излияния прекраснодушных героев буржуазного романа 18 века, потоки умилительных слез, изображения робких девушек, прижимавших к груди голубка, были в действительности очень далеки от естественного выражения.
Для культуры эпохи европейского Просвещения характерен деизм (учение о боге как творце вселенной, которая после ее создания подчинена естественному, закономерному ходу событий). Деизм как учение свободомыслия открывает возможность выступать против религиозного фанатизма и христианской церкви, за свободу совести и освобождение науки и философии от церковной опеки. Представители деизма (Вольтер и Ж.-Ж. Руссо во Франции, Дж. Локк и Дж. Толанд в Англии, Б. Франклин и Т. Джефферсон в Америке и многие другие просветители) иронически относились к присущим христианству откровению и преданию, оспаривали чудеса и противопоставляли вере разум. В эпоху Просвещения христианская идея теряет свою силу, проявляется стремление освободить религию от церковного учения и слепой исторической веры и вывести ее из естественного знания.
В это время проявляется апелляция просветителей к природе при отвержении христианской идеи привела к космополитизму. Он выражался в осуждении всякого национализма и убеждении в равных возможностях каждой нации. Вместе с тем распространение космополитизма вызвало падение чувства патриотизма, что наиболее ярко видно на примере Франции. В результате отмены Нантского эдикта произошел значительный отток интеллектуальных и финансовых сил нации за пределы Французского королевства, ибо гугенотам не гарантировалась свобода вероисповедания. Это сказалось на жизнеспособности патриотического чувства: при конфессиональных погромах (по крайней мере у французов) национальная принадлежность во внимание не принималась. Впоследствии патриотизм утратил свое значение в государственной жизни, так что «с самого начала французская революция отличалась космополитизмом, ее трудно назвать собственно французской... тогда идеалом считаются скорее абстрактный «человек», но отнюдь не родина» (Э.Фагэ).
Ккультуре эпохи Просвещения присуща так называемая «научность». Разумеется, определенный «научный дух» проявлялся, и в XVII столетии, но тогда под ним понимали прогресс в области метафизических, математических и теологических исследований. Это оказалось возможным только благодаря бескорыстной любви к чисто интеллектуальным видам знания, примером которой служат гениальные творения Паскаля и Декарта. Расцвет математики мало-помалу способствовал развитию естественных наук. Поэтому к началу XVIII в. естествознание, освободившись от перипатетизма, переживало своеобразное возрождение благодаря трудам выдающихся ученых.
Наиболее характерной чертой ученых середины XIII в., по сравнению с предшествующими им научными поколениями было ясное убеждение в необходимости объяснять все явления природы исключительно естественными причинами. «Это вовсе не были эмпирики с философской точки зрения, это были служители науки, — подчеркивает В.И. Вернадский, — окончательно вошедшей в жизнь человечества на равноправном положении с философией и религией». То, что раньше было уделом немногих, теперь стало общим достоянием, примером чего служит знаменитая французская Энциклопедия. Здесь на историческую арену впервые выступило самостоятельное и цельное научное мировоззрение.
С «научным духом» связана такая черта культуры эпохи Просвещения, как рационализм (недаром Просвещение называют веком разума). Сам термин «Просвещение», которым обозначился разрыве прошлым, входивший в намерения «философов», на самом деле не обозначают разрыва, но обнаружил интересную мимикрию. Здесь напрашивается сравнение Евангелия от Иоанна с подлинной сущностью Просвещения. Главные протагонисты естественной религии (деизма) хотели провозгласить новое Евангелие, евангелие разума, сводившееся только к человеческому разуму. В свете этого понятно, почему борьба просветителей с религией выливалась в продолжение религиозных войн.
Именно из науки, особенно математики, по мнению ряда ученых (Дж. Кларк и др.), рационализм перекочевал в мировоззренческие и политические системы. Идеологи Просвещения верили, что именно с помощью разума будет достигнута истина о человеке и окружающей природе. Рационализм — основополагающая черта культуры эпохи Просвещения; естественно, что просветителям был свойствен «рационалистический индивидуализм», неразрывно связанный с гуманизмом. Ведь последний исходил из представления о рациональной суверенности человека. Разум трактовался как источник и двигатель познания, этики и политики: человек может и должен действовать разумно; общество может и должно быть устроено рационально.
Определяющей чертой культуры эпохи Просвещения является идея прогресса, которая тесно переплетается с понятием «разума». Здесь нужно учитывать изменение понимания «разума» — до середины XVII в. разум, воспринимался философами как «часть души», после Локка он становится скорее процессом мышления, приобретая одновременно функцию деятельности. Тесно связанный с наукой, разум превращается в ее главное орудие. Именно в эпоху Просвещения была сформулирована концепция «вера в прогресс через разум», определившая надолго развитие европейской цивилизации и принесшая целый ряд разрушительных последствий человечеству.
Для культуры просветителей характерна абсолютизация значимости воспитания в формировании нового человека. Деятелям той эпохи казалось, что достаточно создать целесообразные условия для воспитания детей — и в течение одного-двух поколений все несчастья будут искоренены. Поэтому большинство из них принципиально отрицало какое бы то ни было предание. По мнению Э. Фагэ, это был «век совершенно новый, первобытнейший и чрезвычайно грубый. XVIII век, не желая находиться под влиянием какой-либо традиции, отринул и традицию, вобравшую в себя опыт нации..., спалив и уничтожив плоды прошлого. XVIII век вынужден был все отыскивать и устраивать заново». Была сделана ставка на нового человека, свободного от наследия той или иной философской, религиозной или литературной традиции. Однако все предпринимаемые эксперименты по избавлению человечества от традиции кончались для сообщества людей трагически.
На педагогические идеи эпохи Просвещения большое влияние оказали идеи Ж.-Ж. Руссо, который считал, что естественный человек, близкий природе, намного выше по своим моральным качествам, чем цивилизованный: цивилизация портит людей. Поэтому, если хотите правильно воспитать ребенка, воспитывайте его в близости к природе и давайте свободно проявляться имеющимся в нем положительным задаткам. Вообще культура впервые у Руссо была названа вредной человеческой природе, разрушающей его человеческую сущность.
Католическое Просвещение является реакцией и протестом против барочного стиля набожности эпохи Контрреформации, против необоснованно разросшегося культа святых, против различных отклонений и всего того, что способствовало суевериям. В изданной на Западе многотомной «Истории церкви» подчеркивается следующий момент: «несомненно, проводимая борьба с суевериями, особенно с мрачной верой в чары, была одним из позитивных эффектов католического Просвещения. Аналогично очищение храмов, которые часто становились выставками предметов индивидуального благочестия, заслуживает большего, чем только критики». Следует отметить, что католическое Просвещение оказало весьма мало уважения старым традициям и использовало очень радикальное средство — устранение из храмов статуй святых, картин, реликвий, словом всего, что отвлекало внимание от алтаря и амвона.
Деятели католического Просвещения занимались также переработкой молитвенников, чтобы ими заменить книжки по благочестию, изданные в XVII в. иезуитами, кармелитами, францисканцами и доминиканцами. Последние пропагандировали своеобразный фанатизм в поклонении святым, в исполнении религиозных церемоний и специальных обрядов. Вероятно, ни в какой другой эпохе не появлялось такого количества молитвенников, как в этом необычайном периоде заката католического Просвещения, когда педагогика развивалась одновременно с паровой машиной. Несмотря на громадное разнообразие, общей чертой всех этих публикаций является постоянное обращение к человеческому разуму. В качестве примера можно привести «Полный молитвенник для христиан-католиков» И.М. Зайлера, изданный в 1784 г.; он был известен во всей северо-западной Европе и пользовался славой еще во второй половине XIX в. Автор постоянно обновлял этот молитвенник, что позволяет проследить эволюцию от просвещения до романтизма. Так как И. Зайлер был одним из крупных деятелей религиозного возрождения эпохи романтизма, то эта эволюция представляет собою одно из наиболее интересных и поучительных явлений в истории религии и цивилизации.
Очищение литургических практик — одна из главных целей католического Просвещения. Его сторонники в своем стремлении поместить алтарь в центре храма на простом столе, убрать боковые алтари и устранить монологический характер святой обедни выглядят весьма современно. Среди них было немало таких, кто глубоко постиг жизнь церкви первоначального христианства и требовал возврата к ее простоте (Гразер, Блау, Дорш, Веркмайстер, Винтер и др.). Они выступали
· против тихого исполнения молитв во время мессы, считая, что все, в том числе и канон, следует произносить громко.
· Они также стремились исключить церковную латынь,
· устранить из храмов все статуи и реликвии,
· полностью уничтожить культ святых и благословения святого причастия.
· Они требовали также существенного сокращения молитв и приспособления их к потребностям современного человека,
· выступали за резкое сокращение числа обязательных праздников и
· остро критиковали паломничество и чудотворные места.
Католическое Просвещение имело и свои слабые стороны, что проявлялось в бесчисленных катехизисах, издаваемых в конце XVIII в. почти всеми немецкими католическими приходами и распространяемых в Швейцарии и Нидерландах. Интересная особенность некоторых из этих катехизисов — весьма сильное стремление к межконфессиональной общности. Авторы старались так излагать материал, чтобы катехизисами могли пользоваться также и дети протестантов. В ряде катехизисов ощущается сильная струя просветительства — в них выражается презрение к догматам и признается первенство натуральной морали над религией.
В культуре рождается новое явление, названное сегодня техногенностью. Процесс исторической эволюции в европейском регионе породил особый тип цивилизации, который относился к иному уровню социальной динамики и обладал невиданной для традиционных обществ способностью к прогрессу. В науке цивилизацию такого типа называют техногенной; ее характерная черта — это быстрое изменение техники и технологии благодаря систематическому применению в производстве научных знаний.
Техногенная цивилизация начала разбег в XVII— XVIII вв., в эпоху подготовки и развертывания первой промышленной революции, становления науки нового времени, ранних буржуазных революций, закрепляющих господство капиталистических отношений. К числу истоков становления основных ценностей техногенной цивилизации относилась и ценность объективного и предметного знания, раскрывающего сущностные связи вещей, их природы и законов, в соответствии с которыми могут изменяться вещи.
Эта ценностная установка обеспечивала не только рост знания, который оправдан его практическим применением в производстве или обыденной жизни, но и систематическое получение новых знаний. Существенно то, что эти знания лишь в будущем, часто на принципиально иных ступенях цивилизационного развития могут стать предметами массового практического освоения.
Иначе говоря, чтобы наука могла совершать прорыв к новым предметным структурам, чтобы она могла систематически производить знания, необходимые в будущем, ей нужен принцип самооценки объективной истины. Этот принцип представляет собой фундаментальную ценность развитой науки.
Второй ее фундаментальной ценностью выступает установка на постоянное приращение объективного знания о мире, требование постоянной новизны как результата исследования.
Возникшие в эпоху Возрождения и в начале Нового времени, эти две ценностные установки переплавились в присущие науке нормативы ее внутреннего этоса: запрет на умышленное искажение истины в угоду другим ценностям (политическим, идеологическим, религиозным и др.), табу на плагиат, установка на формирование целостной картины человека •и природы как результата объективного исследования мира, рациональность и универсализм в подходе к миру. Известно, что окончательное утверждение статуса науки со всеми ее нормами и идеалами произошло в эпоху Просвещения, когда наука предстала в качестве одной из важнейших ценностей человеческой жизнедеятельности.
Ценность науки связывалась в эту эпоху с особым пониманием природы человека и его познавательной деятельности. Согласно сформированным тогда представлениям, человек противостоит природе, он вторгается в ее процессы, чтобы преобразовать материал природы в необходимые для -себя предметные формы. В такой системе просветительских ценностей, где приоритет отдан научным идеалам и нормам, природа воспринималась как неисчерпаемая кладовая ресурсов и материалов, необходимых для удовлетворения возрастающих человеческих потребностей. Так как человек стремится установить господство над Природой, то ему для этого нужны объективные знания, которые может дать только беспристрастный разум. Поскольку же объективное и беспристрастное исследование природы вещей имманентно присуще науке, постольку она занимает доминирующее место среди всех видов познавательной деятельности человека.
Более того, объективное, беспристрастное и рациональное знание, получаемое в результате научных исследований, давало и дает возможность предвидения поведения объективного мира. Иными словами, научные знания обладают опережающим потенциалом, что лежит в основе будущих научно-технических революций, в превращении науки в производительную силу, а также в социальную силу, регулирующую управление многообразными общественными процессами. Итак, в эпоху Просвещения завершилось формирование современной науки с ее идеалами и нормами, определившими последующее развитие техногенной цивилизации.
Декарт разработал рационалистический метод познания и выдвинул концепцию о «врожденных идеях». В противовес ему Локк утверждал, что не существует «врожденных идей», а поэтому нет и людей «голубой крови», претендующих на особые права и преимущества. Его мысли о воспитании человеческой личности и роли социальной среды в этом процессе легли в основу многих философских, социологических и идеологических идей Просвещения. Все просветители были почти единодушны в том, что если человека формирует опыт, то это должен быть разумный опыт, ибо разум — главный критерий истины и справедливости. Следует отметить, что широкое распространение среди французских просветителей получил сформулированный Локком принцип разделения властей. Интересно, что именно в английском Просвещении родился прагматизм — философия выгоды, которая является «конкретной, практичной и развлекательной» (Р. Портер). Ее появление связано с тем, что деньги стали «новым культом» эпохи с ее гражданским и политическим порядком. Французское Просвещение, направленное в целом против феодализма и абсолютизма, состояло из различных по политической и философской радикальности учений. Представители старшего поколения — Монтескье и Вольтер тяготели больше к постепенному реформированию феодального общества по образцу конституционно-монархической Англии. Они рассчитывали на «разумное сочетание» интересов буржуа и феодалов. В соответствии со своими умеренно прогрессивными политическими взглядами Монтескье и Вольтер не выходили за пределы деизма, открыто не отстаивали атеистическое мировоззрение.
Идеологи основных масс дореволюционной буржуазии — Дидро, Ламетри, Гельвеций, Гольбах и их соратники — в принципе отрицали феодальную собственность и феодальные привилегии, отвергали деспотическую монархическую власть, выступая при этом за просвещенный абсолютизм. Они отвергали все формы идеализма и религии, открыто отстаивали материалистическую философию и атеизм.
Значительно острее в политическом плане выступали идеологи народных низов. Один из них — выдающийся мыслитель эпохи Жан Мелье — отвергал не только феодальную, но и всякую частную собственность и защищал коммунистический идеал в его утопическом толковании. Он был сторонником бескомпромиссного материализма и атеизма. Его идеи сыграли выдающуюся роль накануне и в период Великой французской революции.
Самостоятельным и влиятельным направлением во французском Просвещении был руссоизм. В «Общественном договоре» Ж.-Ж. Руссо сформулировал общественный демократический идеал, требующим передачи власти от немногих всем. Известно, что многие руководители якобинской диктатуры, в их числе Робеспьер, были сторонниками идей руссоизма. Выражая интересы городской и мелкой деревенской буржуазии, Руссо отстаивал эгалитаризм — равное распределение частной собственности среди граждан, утверждение подлинного народоправия, программу мер по коренному улучшению жизни простого народа. Вместе с тем в вопросах философии и религии он не придерживался материализма и атеизма, ограничивался своеобразным деизмом. Философские и политические концепции французских просветителей, вобравшие в себя идеи английских мыслителей, оказали влияние на культуру многих европейских стран.
В результате возникает потребность в появлении на арене истории конкретного человека—человека самого по себе, со всеми слабостями и недостатками. Материалом для этого стало «третье сословье», среди которого начали выделяться фигуры торгаша и «представителя свободной профессии» (получившего в России название «интеллигент»).
Особое развитие в 17—18 веках получает литература. Наиболее популярным жанром становится роман. Среди наиболее популярных писателей этого времени можно назвать: в Англии — Даниель Дефо, Джонатан Свифт, Генри Филдинг, Джон Мильтон; во Франции — Вольтер, Жан-Жак Руссо; в Германии — Готхольд Эфраим Лессинг и Иоган Вольфганг Гете.
Очень популярны становятся мемуары и эпистоляры — написанные в форме переписки.
В умах писателей эпохи Просвещения все чаще возникает мысль о единстве человека и его культуры. Еще Лейбниц размышлял о контактах Востока и Запада и даже о возможности создания в отдаленном будущем единого общечеловеческого языка. На протяжении XVIII в. в Европе в целом необычайно возрастает интерес к жизни, обычаям и культуре стран Востока. Так, во Франции еще в конце XVII в. появилось многотомное издание «Восточная библиотека». В начале XVIII в. появляются переводы с арабского, персидского и других восточных языков. Особый успех имеет издание «Сказок тысячи и одной ночи», вызвавшее множество подражаний. Многие из этих книг переводятся с французского языка на другие европейские языки, в том числе и на русский. Об интересе к Востоку свидетельствует известный перевод «Шакунталы» Калидасы (в Англии осуществленный В. Джойсом, в Германии — Форстером, в России — Карамзиным). Русский ученый Г. Лебедев стремится проникнуть в тайны древней индийской культуры. Весьма популярны стали восточные темы, сюжеты и образы. Монтескье, Вольтер, Голдсмит, Виланд и многие другие обращаются к темам и образам Востока, даже если «Восток» в их представлении дается условно и недифференцированно. П.А. Плавильщиков написал трагедию на тему о борьбе народа Индии против орд далеко не условного Надир-шаха.
Однако еще более важными были попытки теоретически осмыслить культуру разных народов, исходя из идеи единства человеческого рода.
Еще в канун Просвещения в Италии Вико говорил: «Существует необходимо в природе один умственный язык, общий для всех народов». Головецкий в труде «О человеке» утверждал, что «различие вкусов у людей предполагает лишь небольшие различия и оттенках их ощущений», в принципе же все народы обладают одинаковыми возможностями для развития. Для доказательства он сослался на «единообразие народных пословиц» у разных народов.
Просветители исходили из своих представлений об универсальности разума и единстве человеческой природы. Из них к идее мировой литературы ближе других подошел Гердер, который внимательно изучал фольклор разных стран и опубликовал сборник «Голоса народов в их песнях». Разумеется, он мог привести только отдельные образцы песенного творчества разных народов. Охватить единым взглядом все богатство культуры мира при тогдашнем уровне знаний было невозможно. Но он мечтал о такой возможности и завещал ее следующим поколениям, восклицая: «Какой это был труд о роде людском, о человеческом духе, мировой культуре, обо всех странах, эпохах, народах, о силах, смешениях, образах!»
Новое дыхание после непродолжительного упадка получает театр (Пьер Корнель, Мольер, Жан Расин). Уже в 18 веке театр становится мощным средством просветительской идеологии В Англии появляется новый жанр — мещанская драма, где главными героями становятся простые обыватели. Во Франции пишут для театра Вольтер, Дидро и Бомарше. В Италии Карло Гольдони создает комедию нравов, а Карло Гоцци вводит на сцену сказку («Любовь к трем апельсинам, «Принцесса Турандот»). В 18 веке в театре особенно ярко проявилась идейная борьба двух направлений к подходу исполнения на сцене: «переживания» и «представления». Для первого характерным оказывалось такое исполнение, когда артист сильно трогает сердца зрителей, заставляя глубоко сопереживать своему герою. Иногда дело доходило до того, что артисты, находясь в состоянии экстаза лишали себя жизни прямо на сцене.
17—18 века — начало расцвета музыкальной культуры. У истоков ее стоят Иоган Себастьян Бах и Георг Фридрих Гендель, «венские классики» (Гайдн, Моцарт, Бетховен). Бах довел до совершенства язык полифонических форм, подготовил развитие нового направления в европейской музыкальной культуре — сонатно-симфонического направления, сделал первые шаги в развитии жанра клавирного концерта. Бах впервые рассматривает клавир как универсальный инструмент и вводит в клавирную музыку принципы органного, скрипичного, вокального и оркестрового исполнительства и письма.
Концерты, организовываемые Генделем стали новым явлением в музыкальной культуре —они предназначались не только для придворной аудитории, а для широких кругов слушателей. Основными жанрами в творчестве этого композитора были концерт, оратория и сюита.
Особо можно отметить развитие оперного искусства, связанное с именем Глюка. На протяжении 18 века музыкальная культура сделала значительные шаги: большое значение приобрела проблема передачи человеческих чувств, наметились основные принципы реалистичности, развитие сонатно-симфонического мышления, построенного уже не на развитии одного образа в музыкальном произведении, а на сопоставлении нескольких контрастных образов.
Во Франции (время Людовика 14) большое значение приобретает танцевальная музыка, что проявилось в творчестве Люлли, который создал не только балет, но и привел танцевальность в оперные спектакли.
Ярким образцом французского рококо в музыке является расцвет французского клавесинного искусства. Сам клавесин становится богато украшенным. Под клавесинную музыку, которую не принято было внимательно слушать, необходимо было вести непринужденный разговор. Сама музыка, являлась атрибутом самого светского разговора. Играть необходимо было непринужденно, демонстрируя легкость и ненапряженность.
Во Франции в это время творил Луи Куперен. Немало пьес Куперена основано на остроумных звукоподражаниях: «Будильник», «Щебетание», «Вязальщица», «Кукушка». Для мелодий этого времени характерно богатая украшенность мелодии, которая иногда даже превалирует над самой мелодией. Орнамент украшений овивает мелодию, как и лепные украшения в изобразительных видах искусства рококо.
Во Франции (Жан-Филип Рамо) зарождается особый жанр оперного искусства — ярморочная комедия. Творчество французских композиторов подготовило появление в музыке жанра танцевальной сюиты, так высоко развитой в творчестве И.С.Баха в дальнейшем.
Особо любима музыка была в Англии. Рассказывают, что она звучала даже в парикмахерских, для того, чтобы посетители могли коротать время в очереди. Наиболее ярким представителем английского музыкального искусства того времени принято считать Генри Пёрселла, создателя английской национальной оперы («Дидона и Эней»).
Еще одно важное событие, послужившие значительным толчком к развитию музыкального искусства в области фортепианной музыки явилось новшество, связанное с использованием при игре всех пальцев. До этого большие пальцы не использовались, а игра строилась по принципу перекладывания пальцев.
В живописи появляется жанр натюрморта, направленного на постижение сочетаемости цвета, пространства, формы и объемов. В середине XVII века рождается новая живопись, названная теоретиками реалистической. Проявлением специфики эстетики Нового времени в живописи стал «караваджизм». Микеланджело да Караваджо первый ввел реалистические сюжеты народного быта в живопись.
Постепенное разрушение сословно-иерархического принципа повлекло и трансформацию санкционированного религией искусства. В нем можно выделить несколько художественных направлений, отличающихся друг от друга не столько по стилю, сколько мировоззренческой и идеологической направленностью.
Художественным завершением Позднего Ренессанса явилось барокко, которое можно считать переходным этапом к эпохе Просвещения. Барокко (Ит. странный, причудливый) — стилевое направление в искусстве Европы к. 16 — сер. 18 вв., возникшее в Италии и распространившееся в большинство Европейских стран. Барокко тяготеет к эффективности, контрастности, совмещению иллюзорного и реального, к синтезу искусств и одновременному точному разделению в жанровых характеристиках.
Эпоха барокко рождает своеобразный взгляд на человека и пристрастие ко всему театральному, что проявляется в лозунге: весь мир — это театр (Шекспир «Как вам это понравится»). Богатый порт Амстердам открыл в 1638 г. городской театр, над входом в который можно было прочесть строки крупнейшего голландского поэта Вондела: «Наш мир — сцена, у каждого здесь роль своя и каждому воздается по заслугам». А в соперничавшей с Голландией Испании современник Вондела Кальдерон де ла Варка создал свой знаменитый шедевр «Великий театр мира», представляющий мир как сцену в истинно барочном смысле.
Люди того времени всегда чувствовали на себе глаз божий и внимание всего мира, но это наполняло их чувством самоуважения, стремлением сделать свою жизнь такой же яркой и содержательной, какой она представала в живописи, скульптуре и драматургии. Подобно живописным портретам, дворцы эпохи барокко отражают представление их создателей о самих себе. Это панегирики в камне, превозносящие добродетели тех, кто в них живет. Произведение эпохи барокко, прославляя великих и их свершения, поражают нас своим вызовом и в то же время демонстрируют попытку заглушить тоску их создателей.
Тень разочарования лежит на искусстве барокко с самого начала. Любовь к театру и сценической метафоре обнажает осознание того, что любое внешнее проявление иллюзорно. Восхваление правителей и героев — в пьесах французского драматурга Корнеля, английского поэта Драйдена и немецкого писателя и драматурга Грифиуса, — возможно, было попыткой отсрочить забвение, грозившее неизбежно поглотить всех, даже самых великих. Римский император Тит в трагедии Корнеля «Тит и Береника» говорит: «Каждое мгновение жизни — шаг к смерти».
Научное обоснование, данное немецким астрономом Кеплером движению планет по эллипсу и постоянному расположению небесных тел, несмотря на их вечное движение, созвучно идее динамизма, эллиптическим очертаниям и заданности форм архитектуры, живописи и литературы эпохи барокко. Острое ощущение несущегося времени, поглощающего всё и вся; чувство тщетности всего земного, о которой твердили поэты и проповедники всей Европы; могильный камень, неизбежно ожидающий каждого и напоминающий о том, что плоть смертна, человек — прах, — все это, как ни странно, вело к необычному жизнелюбию и жизнеутверждению. Этот парадокс стал основной темой барочной поэзии, авторы звали людей срывать цветы удовольствий, пока вокруг бушует лето; любить и наслаждаться многоцветным маскарадом жизни. Знание, что жизнь окончится как сон, открывало ее истинный смысл и цену для тех, кому улыбалась удача. Несмотря на особое внимание к теме бренности всего сущего, культура барокко дала миру литературные произведения небывалого жизнелюбия и силы.
При Людовике 15 абсолютизм переживает упадок: огромные средства тратятся на роскошь и удовольствия по принципу «После нас хоть потоп». В этих условиях зарождается и бурно развивается галантный стиль — рококо, для которого характерно:
· тематика празднества, маскарада, пасторали, легкого флирта,
· изысканность и утонченность,
· внутренняя динамичность,
· миниатюрность форм,
· игрушечность,
· обильность украшений, отделок (особенно в форме завитков).
Рококо исследователи рассматривают как выродившееся барокко (речь идет о стиле рококо второй четверти и середины XVIII в.). Такой взгляд вполне правомерен с точки зрения эволюции формы — динамики, ритма, взаимоотношений целого и части. Действительно, мощную пространственную динамику, разительные контрасты и впечатляющую пластическую игру форм барокко сменяет стиль, который как бы переводит криволинейные построения барокко в новый регистр. Оставляя без внимания фасады, рококо разыгрывает на стенах и потолках интерьеров орнаментальные симфонии, сплетает кружевные узоры. При этом рококо достигает вершин виртуозности, изящества и блеска, но полностью утрачивает барочную монументальность, основательность и силу. Известно, что ордер ориентировал архитектуру на человека и одновременно героизировал его бытие. Архитекторы рококо (его собственная сфера — убранство интерьера) обратились к реальному человеку с его реальными потребностями. Они как бы забыли о здании, самой архитектуре и переключились на того, собственно для чего оно предназначалось: начали заботиться о комфорте, окружать человека атмосферой удобства и изящества. Существенно то, что новый стиль стал стилем небогатых домов, в которые немногочисленными приемами внес тот же дух уюта и комфорта без подчеркнутой роскоши.
Другое направление — классицизм XVIII в. — тоже воспринимается как «облегченный» классицизм предшествующего века. Ведь в нем больше археологической точности, чем в предшественнике, больше изящества, выдумки и разнообразия, но также чувствуется недостаток весомости и силы. Возникает искушение считать «второй» классицизм переработанным изданием «первого», поскольку можно проследить, как один классицизм переходил в другой даже в творчестве архитекторов, например семьи Блонделей. Однако и рококо, и классицизм XVIII в. представляют собой нечто принципиально новое по отношению к своим прямым предшественникам, а также к ранее существовавшим стилям вообще.
Это различие свидетельствует о том, что перелом между культурами XVII и XVIII вв. носил внутренний, скрытый характер. Историки искусства отмечают, что рококо — первый безордерный стиль европейского искусства за многие века.
Его мироощущение строилось на идее абсолютной монархии. Философской предпосылкой классицизма был рационализм. Главное требование, предъявляемое к художнику классицисту — «благородность замысла». Классицизм тяготеет к историчности событий. Реальность с ее пейзажностью и портретностью выступает вторичной по значимости проблематикой. В основе классицизма лежит обязательность канона по принципу подражания античности. Классицисты ставят проблему социализации личности. Духовная красота начинает превозноситься выше физической, а произведения искусства — выше природы. Природа перестает быть образцом для подражания.
Классицисты стремятся к типизации. В основе принципа создания типа является выделение в характере одной самой яркой черты, которая преднамеренно выпячивается. Типический образ превращается в абстракцию. Типичный характер у классицистов лишен индивидуальности.
Важным новым началом в искусстве XVIII в. было и появление течений, не имевших собственной стилистической формы и не нуждавшихся в ее выработке. Таким крупнейшим идеологическим течением стал сентиментализм, связанный с просветительскими представлениями о прирожденных человеку началах доброты и чистоты, которые теряются вместе с естественным первоначальным состоянием. Сентиментализм не требовал особого стилистического оформления, поскольку был обращен не к внешнему, а к внутреннему, не к всеобщему, а к личному. Но особая окраска, особое чувство проникновения в интимный мир, тонкость эмоций, даже чувство пропорций и воздушность фактуры так или иначе связаны с сентиментализмом. Все это создавало ощущение нежного изящества, близости к природе и внутреннего благородства. Сентиментализм превращается в предромантизм: «естественный человек» приходит в столкновение с общественными и природными стихиями, с мрачными бурями и потрясениями жизни, предчувствие которых заложено во всей культуре XVIII в.
Столкновение индивидуальности с обществом, с трагедиями бытия, переход идеала в сферу неосуществимой фантазии приводят в XIX столетие, когда буржуазный индивидуализм и атомизация общества кладут конец явлению стиля как крупной историко-художественной категории.
Если попытаться охарактеризовать особенности нравов времени Просвещения, то можно вспомнить о том, что это было время культа женской красоты. Женственность начинает отличать даже мужской костюм и мужские манеры (длинные завитые волосы, парки, употребление румян, духов, шелковые банты и тонкие чулки, кружева и шелковые ткани, на руки надевают перчатки. Мужчина любит мягкие кресла и легкую пищу). Женский костюм этого времени отличался особенно широкими юбками, из-за которых она иногда не могла свободно коснуться собеседника. Но особым произведением искусства становится женская прическа: на голове дамы изображенными оказываются сцены охоты и пейзажи, мельницы, крепости и даже отрывки из пьес. Мечтательно возвращение к природе символизировалось построением на голове фермы с коровами, розами и пастухами, сеющими мужиками и т.д.
Особенно популярными среди знати становятся высокие каблуки, появление которых иногда связывают с особо грязными улицами городов того времени. Каблуки носили как женщины, так и мужчины. Вообще направления развития моды переносятся в нижнюю часть: особое назначение приобретают чулки и подвязки, которые ограничивают зону дозволенности легко флирта, поднимая его до места чуть выше колена. Демонстрация нижнего белья так же считается допустимой и желательной (поэтому в моду входит качание на качелях). В особом почете находятся декольте, отличающиеся максимальной глубиной.
Изменяется и цветовая гамма: предпочтительными становятся бледно-голубые и нежно-розовые тона, исчезает контрастность. Зато цвет распадается на множество оттенков (например, в сером выделяют оттенки блохи, блошиной головки, блошиной спины, блошиного брюшка и даже цвет блохи в период родильной горячки).
Появляется большое количество дамских аксессуаров: веер (часто выполняющий роль передачи тайной информации между женщиной и мужчиной), маски (позволявшие знатным дамам посещать непристойные спектакли), мушки (первоначально призванные скрывать недостатки лица, но в последствии они служат для оттенения природной белизны кожи, а так же выполнение функций «пластыря красоты» — они должны были приковывать внимание к определенным местам и даже сообщать некоторую информацию о даме. Так мушка, приклеенная около рта говорила, что ее хозяйка плутовка, на щеке — склонность к галантным похождениям, влюбленная — около глаза, шаловливая — на подбородке, дерзкая—на носу, кокетка – на губе, высокомерная — на лбу. Мушки часто употребляли не только женщины, но и мужчины.
Характерно было так же и всеобщее стремление остановить время, потерять возраст: дети должны выглядеть как взрослые, старики как люди средних лет. Поэтому все много пудрились и румянились, не зависимо от пола и возраста.
Италия – Галилей, Монтеверди, Караваджо, бернини.
Испания – Кальдерон, Рибера, Сурбаран, Веласкес
Голландия – Спиноза, Рембрандт, Вермер.
Фландрия – Рубенс, Йорданес, Ван Дейк
Живопись 17 века интересуется проблемой света и оптической иллюзии, воздушной перспективы и изображением атмосферы, влажного, прозрачного воздуха.
Основные стили 17 века – барокко и классицизм. В барокко синтез искусств строится по принципу субординации, на основе соподчинения живописи и скульптуры архитектуре. Геометрические формы барокко – овал, прямоугольник, изгиб. Наиболее ярко проявилось барокко в итальянской архитектуре., т.к. было обусловлено влиянием католической церкви. Барокко славится ансамблями, площадями, фонтанами, лестницами.
В скульптуре барокко – подобие земных страстей Бернини – «Экстаз св. Терезы» (облако из мрамора). Скульптура зависит от среды, воздуха, света, воды.
Бернини создает новый принцип работы с натурой, заставляя ее двигаться. Это дает экспрессию движению («Давид», «Аполлон и Дафна»).
Во Фландрии барокко приобретает реалистические черты: темы природы, праздника, жизни, здорового человека. Питер Пауль Рубенс Писал в нарядной одежде, беседовал и диктовал письма во время работы. Более 3 000 картин.
Барокко в музыке – Монтеверди, опера.
Зародился во Франции и связано с абсолютизмом. Идеал, совершенство героя, прославление власти, стремление к переустройству общества в морали. Пример – Версальский дворец. Важная часть классического ансамбля – парк и скульптура ландшафта.
Никола Пуссен – трактат о живописи – 4 элемента 2величественного стиля» -- содержание, толкование, построение и стиль. Все лишнее надо отбросить. В основе – идеал прекрасного, построенный на пропорции, мере и форме. У Пуссена композиция всегда упорядочена – сюжет разворачивается на переднем плане. Главное отдано рисунку, линии. Самый высокий жанр – исторический, куда входили и сюжеты из Биюлии. В Академии была разработана система правил соответствия жестов душевным состояниям – страху, гневу, радости и т.д. Так классицизм перерос в академизм.
Они не решали социальные задачи и не имели общественных программ.
Караваджизм – реалистические тенденции в живописи. Искусство, направленно не отражение реальности, без приукрашивания. Портрет как познание личности. Голландец Франс Халс «Веселый пьяница» У Рембрандта 100 автопортретов как новых граней самопостижения.
В Голландии –расцвет «бессюжетной живописи» для украшения бюргерских домов. Пейзажисты делятся на маринистов, анималистов, городских пейзажистов и т.д. Они – «малые голландцы».
В 18 веке – рококо, сентиментализм, предромантизм. Жан Бастист Шарден – открыл мир домашних вещей, развив жанр натюрморта. Картины Жана Батиста Грез – представляют направление сентиментализма («Деревенская невеста», «Балованное дитя»)
Жак Луи Давид – искусство призвано просвещать народ, возбуждать патриотизм, возвышать человека над повседневностью. Он первый начал археологически точно изображать римские аксесуцары и артефакты, повлияв на рождение ампира.
В 17 веке особая мода на пудру. Ее наносят на кожу, смешав с яичным белком толстым слоем Елизавета I (16 в.) на слое пудры прорисовывала голубоватые кровеносные сосуды, подчеркивая полупрозрачность кожи. Были популярны специальные книжки, вырвав листок из которой женщина могла прижать его к щекам и окрасить их розовый цвет —ее называли «испанская бумага». Еще одно приспособление этого времени: специальные шкафы, забираясь в которые и дергая за специальное приспособление на голову и плечи женщины равномерно высыпалась порция пудры.
Духи употребляют как средство борьбы с зловонием, господствующим на улицах (нет канализации) и плохими зубами. Одеколон был изобретен в 1709 году итальянцем Джованни Мари Фарина. Его готовили на виноградном спирте.
В 18 веке в моду вошли накладные брови из кусочком мышиных шкурок. За щеки клали специальные шарики, чтобы создать эффект пухлого лица.. Косметика была так сложна, что дамы для прорисовки лица приглашали художников.
Мушки из тафты или бархата имели форму кружочков, карточных мастей, цветов, зверей, запряженных колесниц и даже скачущих блох. Они были черного или красного цвета и выполняли две функции: скрыть недостатки кожи и как специальный тайный язык. Лепить можно было много мушек, иногда до 18. Они часто отклеивались и поэтому дамы носили целые коробочки с ними. Мушка в уголке глаза означала Хочу познакомиться, на верхней гумме – призыв к поцелуям, середина лба – влюбленность, под левой щекой – страсть, на правой руке – легкомысленные отношения.
Язык веера: резкое закрытие – я вами интересуются, положить веер на грудь я готова к знакомству, приоткрытый веер на одну фазу – дружба, три створки – любовь, при версальском дворе только в присутствии королевы допустимо открывать полностью веер.
Банты в эпоху рококо носили везде. Слово бант —gallant стала основой названия «галантный век».
Самый распространенный способ знакомства у мужчин – предложить понюхать табак.
Платья носили прямо на каркасе без белья. Рубашка приходит в моду в 18 веке и распространяется широко только в 19 веке.
Блошиный мех – особый аксессуар из меха соболя, куниц и др. зверьков в виде куска или пугала зверька, богато украшенного камнями в качестве блохоловки.
Пуговицы с зеркалами и портретами кумиров, часы. Пуговиц было огромное количество.
В театре на первое место выдвигаются диалоги. На сцене преобладает бытовой костюм. Но костюмы артистов того времени были образцами для публике.
Бах Иоган Себастьян (1685—1750)—немецкий композитор и органист, автор произведений, связанных с культовой тематикой в различных жанрах, но обогащенных жизненными образами. Мастер полифонии. Наиболее известны произведения: Хорошо темперированный клавир», «оратория «Страсти по Иоанну», месса си-минор и др.
Бойль, Роберт (1627—1691)—английский химик и физик, сформулировавший первое научное определение химического элемента. Ввел в химию экспериментальный метод и химический анализ. Способствовал становлении химии как самостоятельной науки.
Бомарше, Пьер Огюст Карон (1732—1799)—французский драматург, автор знаменитых комедий «Сивильский цирюльник» и «Женитьба Фигаро», где изображен конфликт между представителями третьего сословья и дворянами.
Буше, Франсуа (1703-1770)—художник, представитель рококо, автор картин «Пастушеская сцена», «Туалет Венеры», «Триумф Венеры», «Купание Дианы».
Ван Дейк Антонис (1599-1641)—фламандский живописец, представитель барокко, создатель жанра парадного аристократического портрета. Он отличался завидной работоспособностью. Особенно знамениты его автопортреты. Среди знаменитых работ: «Карл Первый на охоте».
Ватто Жан-Антуан (1684-1721)-- французский живописец. Среди знаменитых работ: «Паломничество на остров Киферу».
Виланд, Кристоф Мартин (1733—1813)—немецкий писатель, автор романов «Агатон», «История Абдеритов», фантастической поэмы «Оберон».
Винкельман, Иоганн Иоахим (1717--1768)—немецкий историк искусства, исследовавший искусство античности с позиций просвещения, объясняя ее как результат политической свободы. Основоположник эстетики классицизма.
Вольтер, (Франсуа-Мари Аруэ) (1694—1778)—представитель французского просвещения, писатель, поэт, драматург, историк, философ. Боролся с церковью и абсолютизмом, а не религией. Автор знаменитого выражения: «Если бы Бога не было, то его следовало бы выдумать». Автор поэм «Орлеанская девственница», повести «Кандид, или Оптимизм», «Простодушный», трагедии в стиле классицизма «Брут», «Танкред», автор «Философского словаря». Большую историческую ценность представляют и дошедшие до нас «Философские письма».
Вольф, Каспар Фридрих (1734—1794)—один из основоположников эмбриологии. Автор труда «Теория зарождения». Заложил основы учения об индивидуальном развитии организмов—онтогенезе.
Гайдн Йозеф (1732—1809)—австрийский композитор, один из основоположников венской классической школы. Довел до совершенства классическую форму симфонии, квартета, сонаты. Привнес принцип драматической конфликтности в музыкальную форму. Стабилизировал состав симфонического оркестра. Автор 104 симфоний ("Траурная", «Прощальная»), квартетов, сонат для фортепиано, ораторий («Сотворение мира», «Времена года»), месс, опер.
Гарвей Уильям (1578—1657)—английский врач, основатель современной физиологии и эмбриологии. Описал законы кровообращения. Основной труд: «Анатомическое исследование о движении крови и сердца у животных». Первым высказал мысль, что все живое выходит из яйца.
Гельвеций, Клод Адриан (1717—1771)—французский философ-материалист, идеолог революционной буржуазии. Считал сознание и чувства человека главным источником исторического развития. Создал учение о роли природной среды в формировании личности. Основные труды: «Об уме», «О человеке».
Гердер Иоганн Готфрид (1744-1803)—немецкий философ, критик, эстетик, рижский пастор, теоретик «Бури и натиска», друг Гете. Признавал национальное своеобразие искусства и равноценность различных эпох культуры. Автор трактат о происхождении языка, сочинений по философии истории.
Гете, Иоган Вольфганг (1749—1832)—немецкий писатель, основоположник немецкой литературы Нового времени, естествоиспытатель. Среди знаменитых трудов: «Страдания молодого Вертера», «Римские элегии», драма «Эгмонт», автобиография «Поэзия и правда», сборник лирических стихов «Западно-восточный диван», трагедии «Фауст». Среди научных трудов: «Опыт о метаморфозе растений», «Учение о цвете».
Глюк Кристоф Виллибальд (1714—1787)—композитор, представитель венской классической школы, реформатор оперы, принесший в нее элементы драматического развития. Среди известных произведений: «Орфей и Эвридика», «Альцеста», «Парис и Елена», «Ифигения в Тавриде».
Гоббс Томас (1588—1679)—английский философ, создатель первой законченной системы механистического материализма, где геометрия и механика рассматриваются как идеальные образцы научного мышления. Основные сочинения: «Левиафан», «Основы философии», «О теле», «О гражданине», «О человеке».
Гольбах Христиан (1690—1764)—немецкий математик, один из первых академиков Петербургской Академии наук.
Гольдони, Карло (1707—1793)—итальянский драматург, создатель жанра «комедия нравов». Среди наиболее знаменитых работ: «Слуга двух господ», «Хитрая вдова», «Трактирщица». Автор знаменитых «Мемуаров», содержащих ценные сведения о истории театра.
Гоцци Карло (1720-1806)—итальянский драматург, первым выведший на театральную сцену сказку («Любовь к трем апельсинам», «Принцесса Турандот», «Король-олень» и др).
Гроций Гуго (1583—1645 гг.)—голландский юрист и политический деятель, автор работы «О праве войны и мира», в которой четко разграничивал политику и юриспруденцию. Он является представителем характерного для эпохи «юридического мировоззрения».
Давид Жан Луи (1748-1825)—французcкий живописец. Представитель классицизма. В своих произведениях стремился подчеркнуть духовную сущность человека, рационалистическую структуру образа. Для его работ характерны возвышенность, монументальность. Наиболее знамениты его работы «Брут», «Смерть Сократа», «Клятва горациев», «Смерть Марата», «Зеленщица».
Декарт, Рене (1596—1650)—француз кий физик, философ, математик и физиолог. Родоначальник рационализма и учения о врожденных идеях. Основные сочинения: «Геометрия», «Рассуждение о методе», «Начала философии».
Дефо, Даниель (ок. 1660-1731)—английский политический деятель и писатель, автор многочисленных романов, самыми известными среди которых являются «Робинзон Крузо», «Молль Флендерс». Представитель реализма в литературе.
Дидро, Дени (1713—1784)--представитель французского Просвещения, инициатор издания «Энциклопедии», атеист и материалист. Основные произведения: «Письмо о слепых в назидание зрячим», «Парадокс об актере», «Философские принципы материи и движения», «Племянник Рамо», роман «Жак фаталист и его хозяин», повесть «Монахиня».
Кампанелла Томмазо (1568—1639)—итальянский философ, поэт, композитор, политический деятель, создатель коммунистической утопии в форме литературного рассказа «Город Солнца».
Кант Иммануил (1724—1804)—немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии. Разработал космогоническую гипотезу происхождения солнечной системы из первоначальной туманности. Среди наиболее известных работ: «Критика чистого разума», «Критика способности суждения», «Критика практического разума».
Клопшток, Фридрих Готлиб (1724—1803)—немецкий поэт-просветитель. Автор религиозно-эпической поэмы «Мессиада», драм на библейские сюжеты
Статьи по теме
Способы изложения в монологе
В зависимости от особенностей содержания и темы в монологической речи используются различные способы изложения: повествование, описание, рассуждение.
Повествование - это воспроизведение в речи различного рода событий, связанных между соб ...
Древнегреческая мифология
На протяжении почти всей античной эпохи мифы пользовались огромной популярностью среди населения греческих городов-государств. Без них, без их влияния, без постоянного обращения к их сюжетам и образам сейчас невозможно себе представить ни ...
О чем может рассказать костюм? Символика костюма
Характеристика психологическая - это передача свойств характера персонажа: доброты скупости, чванства, скромности, удальства, щегольства, кокетства и т.д.; - или передача душевного состояния или настроения. Не может быть, чтобы характер ч ...