19 век начался для Европы с потрясений, вызванных наполеоновскими войнами. Франко-прусская война способствовала завершению образования в Европе двух крупных национальных государств: Германии и Италии. Англия почти до конца века остается мировым лидером, но в конце века ее начинают теснить Германия, Франция, США. Столкновение экономических и политических интересов между этими странами станет причиной ряда войн 20 века. В США главным событием века была война Севера и Юга, закончившаяся победой северян. Официально эта война велась за освобождение негров, но на самом деле ее причиной явились экономические противоречия. События этой войны отразились в появлении нового жанра литературы, получившего название «вестерн».
Продолжался процесс колонизации. Крупнейшими колониальными государствами стали Англия, и Испания. В начале 19 века в испанских колониях Америки началась освободительная борьба, освободившая большое количество территорий.
В 19 веке на смену лидерства философии приходит наука и техника. О.Конт – закон трех стадий развития человечества – теологическое, метафизическое, позитивистское. Происходит научно-промышленная революция, оказавшая серьезнейшее влияние на всю мировую культуру. В 19 веке активно строились железные дороги, появились пароходы и подводные лодки, был изобретен двигатель внутреннего сгорания и создан автомобиль, в конце века начинается эра воздухоплавания; были открыты электричество и радио, началось их практическое применение, был изобретен телефон и телеграф, фонограф и граммофон; возникли фотография и кино.
Мироощущение человека XIX века не является целостным, а скорее представляется как динамичный процесс сменяющих друг друга состояний. Это век разочарования в реальности идеалов Великой французской революции, когда идеи свободы, равенства и братства вступают в конфликт с социальным эгоизмом третьего сословия.
Декаданс — общее наименование кризисных явлений конца XIX – начала ХХ века в искусстве. Его мироощущение, связанное с ощущением негатива в том мире, который дан человеку в его современности и предчувствия больших перемен, которые должны произойти в результате деятельности самого человека, неприятием жизни, индивидуалистическим пессимизмом и эстетизацией небытия. Ситуация декаданса, упадка культуры рождает интерес к человеческим проблемам существования — экзистенции. Познание мира и познание человека, т.е. внешний и внутренний мир уже не интересуют человека. Главной проблемой становится проблема существования, выживания. 19 век породил тенденции, обусловившие начало кризиса европейской культуры. В основе этих тенденций лежал процесс
1.опережения темпов технического освоения мира от темпов осознания результатов этих процессов;
2.Выход на историческую арену огромных масс людей;
3.Отказ от предшествующих традиций;
4.Наступление эпохи массовой культуры.
Романтизм можно рассматривать как мироощущение человека конца XVIII – первой половины XIX века, для которого характерны мечтательность и идеализация действительности, проявляющее стремление человека к чувственному началу вообще и возвышенному отношению к миру в частности. Романтизм — это большая мечта человека о том мире, в котором ему хочется жить. Но человек-романтик еще только на интуитивном уровне понимает, что в мире, окружающем его что-то не так. Он еще не знает, что именно не так, но он просто мечтает о лучшем. Поэтому романтизм связан с фантазией, сказкой, иллюзией. Искусство — это только средство облегчения боли и страдания.
Романтизм – это реакция на идеи просвещения с его культом разума. Разница в миропонимании у просветителей мир познается разумом, у романтиков – интуитивно, механизм – организм, прозаичность и поэтичность, утилитарность и эстетичесность, религия и наука – религия и искусство.
Просветители высшей реальностью признают природу. Романтики – выдвигают саму жизнь. Просветитель видел ценность природы в ее законах, а романтик – в продуктивно-творческом начале. Природа просветителя космична, а у романтика—хаотична.
Статьи по теме
Художественная культура. Анализ произведения
Художественный анализ стихотворения А.С. Пушкина «Я вас любил .» (1829г.). [5]
Это поэтическое произведение является признанным шедевром русской литературы, его относят к произведениям любовной лирики.
Любовь в лирике Пушкина — это спос ...
Мировое значение индо-буддийского типа культуры
Письменные древнеиндийские памятники стали известны на Западе в XVII-XVIII веках. Европейцев потряс открывшийся мир высокой духовности этой культуры. "Загадочность", "мистицизм", "сокровенность" - вот как гов ...
Развитие и становление российской этнографии
Октябрьская революция 1917 создала новые благоприятные условия для развития этнографической науки, опиравшейся на гуманистическое и демократическое наследие дореволюционной Этнография Определяющую роль в послереволюционных этнографических ...