Что же определяло образ Матерь-города атлантов? Можно предположить, что символом города, а, вероятно, и всего острова была блистающая в лучах солнца, золотая вершина горы-вулкана, на которой стоял маленький храм Клей-то-Посейдона. Золотая корона — центр острова, вероятно, была видна еще с подплывающих к острову кораблей. Она воплощала величие и славу могучего Посейдона.
Огромную роль играли в формировании образа города, неприступные могучие стены и водные кольца, трижды опоясывающие акрополь и маленький храм. Они тоже были своеобразной оправой святыни атлантов. Стены с мощной шершавой каменной корой были, по утверждению Платона, покрыты расплавленным металлом. Однако вряд ли металл полностью закрывал камень стен. Может быть, он наносился на один-два верхних ряда кладки стены. В этом случае стены тоже отражали лучи солнца.
Важное место в формировании образа города играли кольцевые водные каналы. Они были своеобразным символом Посейдона — бога водной стихии. Спокойная гладь воды служила своеобразным зеркалом, отражавшим и как бы повторявшим город во всей его прелести. Водные зеркала способствовали расширению пространства города и создавали благоприятный микроклимат на кольцевых островах. Кроме того, водные кольца были и функционально необходимы атлантам. Они служили прекрасными гаванями и верфями мощному флоту минойцев-атлантов.
Земляные кольца города связы-вали перекинутые с одного на другой мосты. «На мостах у проходов к морю атланты всюду поставили башни и ворота». Мощные деревья, изобильно произраставшие на острове, использовались для башенных ворот. С крепостными стенами и кольцевыми каналами неразрывно связаны мосты Матерь-города. Они были своеобразными лентами, связывавшими город воедино. Основой для мостов, вероятнее всего, являлись каменные тумбы-быки, сложенные из огромных глыб.
В период с VIII до середины II тыс. до н. э. Атлантида была самым передовым и развитым государством мира. Цивилизация и культура атлантов повлияла на развитие и движение вперед всех стран Средиземноморского региона, да, по-видимому, и не только Средиземноморского. О землях атлантов складывались легенды. Это был остров изобилия, богатства, справедливости — остров мечты, «Остров Блаженных». И каждый, кто попадал сюда, воочию убеждался в этом, лицезрея прекрасный и могучий город Посейдона, полный неземного блеска и величия.
У Платона, египетский жрец, рассказывая о гибели Атлантиды, говорит: «Уже были и еще будут многократные случаи погибели людей .» Да, гибли в катастрофах люди, а с ними уходили знания, достижения наук и искусств, стиралась память о самих народах.
В те отдаленные времена некто мог наблюдать очеред-•- ную катастрофу из спасительного далека, а затем передать своим потомкам нечто необъяснимое и фантастическое, со временем превращавшееся в легенду. Так могла возникнуть легенда о Фаэтоне, сыне Гелиоса, который не смог напра- • вить колесницу по отцовскому пути, а потому спалил все на Земле, и гіогиб сам.
Каждый век рождает свои проблемы и своих фаэтонов. Новые мощные взлеты науки в руках недальновидных «фаэтонов» XX в. тоже могут «спалить все на земле» и уничтожить не только людей, но и все живое. И мудрый египетский жрец сто раз прав, утверждая: «у этого сказания облик *, мифа, но в нем содержится правда».
И если в те отдаленные времена катастрофы носили не столь всеобъемлющий характер, то сегодня в век ноосферы, атомные или экологические катастрофы могут стереть с лица земли все живое.
Атлантида исчезнувшая встает перед мыслящим человечеством как символ предупреждения.
Но все же хочется снова и снова задать себе вопрос, почему легенда о прекрасном острове привлекает к себе такое множество людей — от крупных ученых до рядовых исследователей? Прежде всего важно, что новые исследования в поисках Атлантиды приводят к новым открытиям, а поиски дают новые стимулы к этому.
Статьи по теме
Риторические общества
Возникли они еще в XIV-XV вв. и первоначально объединяли вокруг себя преимущественно университетскую интеллигенцию и зажиточные слои бюргерства. Риторические общества занимались устройством местных празднеств и соревнований в красноречии, ...
Людмила Норсоян. Коллекция "Жанна Д'Арк"
Простота - вот как можно одним словом описать коллекцию Людмилы Норсоян. Ничего сложного: четкие линии, строгие модели, никаких излишеств. Коллекция основана на современном подходе, сегодня человек свободен, независим, но по прежнему безз ...
Надписи на разделителях
Оформление систематического каталога направлено на то, чтобы раскрыть для читателей логику его построения. Трудность этого заключается в том, что классификационная система с ее сложными видами связей между рубриками в систематическом ката ...