Движения Нелидовой и Борщовой обладают полной правдивостью – благодаря живости и естественности их поз. Этому служат также некоторые, тонко рассчитанные композиционные и живописные приемы.
Наклону головы Нелидовой к левому плечу, подчеркнутому свисающей вниз лентой, отвечают очерчивающие форму круга руки и перекрестная с ними постановка ног. В танец вовлечены и подвижное лицо девушки и прозрачный фартучек, подхваченный пальцами правой руки. Все части фигуры пронизаны винтообразным движением. Это движение захватывает с собой и часть пространства, ограниченного вытянутой рукой и чуть приподнятым передником.
Такая же задача сходными средствами решена в портрете Борщовой.
Но и в тех портретах, где не изображен танец, постановка фигур и жестикуляция оправданы образным содержанием.
Об этом с полной очевидностью свидетельствуют, например, жесты рук Хрущовой и Хованской, в которых ясно выражены характеры персонажей пасторали.
Несколько особняком в серии портретов смольнянок стоит изображение Александры Левшиной, хотя ее портрет исполнен с неменьшим мастерством, чем все остальные. Левшина в пышном театральном платье остановилась в танце среди роскошкошной дворцовой обстановки. Хорошо читается фактура тканей, живописно объединенных меловато-розовым, пепельно-тусклым тоном; точно передано грациозное движение. В данном портрете видимая мелодия танцевального жеста и изысканная декорационная живопись дополняются выразительным воздействием света и тени. Однако лицо семнадцатилетней девушки кажется не по годам взрослым: чуть откинутое в соответствии с танцевальной позой, освещенное благожелательной улыбкой, оно исполнено серьезности и внимания, черные блестящие глаза смотрят вниз неотступно и отчужденно. Отчетливо заметно расхождение “внешнего” и “внутреннего”. Плавны жесты и поза Левшиной, которые, кажется, скорее подошли бы более зрелой особе, мягко распахивают перед нами глубинно-пространственную композицию картины. Правой рукой Левшина приподнимает и отводит в сторону край и без того весьма широкой юбки, заполняя темное пространство глубинного фона. Согнутая в локте левая рука и плечо несколько отведены назад – с помощью этого приема художник связывает фронтальную часть картины и ее задник.
Отдельное композиционное единство составляют портреты Молчановой, Борщовой и Алымовой. Судя по размерам холстов и их композиционному решению, они с самого начала задумывались как нечто целое: в центре – стоящая Борщова, по сторонам – обращенные друг к другу сидящие Молчанова и Алымова. Драпировка великолепных атласных юбок, само положение фигур, аналогичный поворот к зрителю чуть улыбающихся лиц, движения рук создают четко читающуюся замкнутую композицию. Утяжеленная темными складками занавеса у Молчановой левая, а у Алымовой соответственно правая сторона фона контрастно подчеркивается золотом грифа арфы и физического прибора. В свою очередь, эти светлые пятна подготавливают глаз зрителя к глубинному прорыву фона у Борщовой с уходящей вниз лестницей. Композиционно связанные друг с другом, потреты должны решать общую смысловую задачу. Как принято считать, они представляют аллегорию декламации, танца и музыки.
В портрете Молчановой пространство строится с помощью двух встречных диагоналей. Роль первой выполняет освещенная фигура сидящей на первом плане девушки с вытянутой вперед правой ногой. Из темноты ей навстречу выступают диагональные складки казакина юбки. Наиболее светлая часть драпировки расположена в правом верхнем углу картины: оттуда по выпуклым граням складок лучи света скользят навстречу фигуре, словно указывая на нее зрителю. Держащая книгу левая и приподнятая в некоем указующем жесте правая рука Молчановой лишь поддерживают общую светлую массу платья, выделяют ее на общем темном фоне картины.
Стремительная, темпераментная, полная огня и живости Борщова, кажется лишь на мгновение остановилась перед нами. Легкость ее движений, увлечение танцем гармонируют с открытым, улыбающимся лицом. Она смотрит на зрителя весело, ничуть не смущаясь, словно сознавая свою прелесть. Плавный ритм танца подчеркнут вьющейся и переливающейся светом и тенью золотой полосы на подоле бархатной юбки. Движение фигуры Борщовой находит себе подкрепление в тонко продуманном расположении светлых пятен и линий. Ярко освещенное лицо и открытая грудь, кисти рук, розовато-сиреневые прорези рукавов и тонкая золотая оторочка корсажа, причудливым контуром обрисовывающая формы торса – все это вместе образует грациозную ритмическую композицию, которая дополняется выставленной вперед, но не качающейся пола ножкой в белой туфельке. Изящно поднятая правая рука Борщовой, в отличие от всей фигуры танцующей девушки, располагается в левой части картины и, сочетаясь с изображенной в темных тонах ведущей вниз лестницей, уравновешивает правую и левую половины холста.
Статьи по теме
Камиль Писсаро
Творческий путь Камиля Писарро был очень сложен (1831-1903 гг.), но он был единственным художником, участвовавшим во всех выставках импрессионистов, своего рода "патриархом" этого движения. Он, как и Моне, последовательно шел по ...
Искусство Византии первой половины XIII века
13 апреля 1204 года Константинополь был захвачен крестоносцами, участниками Четвертого крестового похода. Император и его двор бежали в Никею, где оставались вплоть до освобождения столицы в 1261 году.
Впервые пал гордый, считавшийся охр ...
Символика внешнего имиджа молодежных субкультур
Для каждой субкультуры характерен индивидуальный стиль, как в поведении, так и в одежде и атрибутике. Но нередко одни и те же символы принимают различные значения для разных молодежных групп.
Отсюда и различное отношение субкультур к оде ...