Большая часть культуры Древнего Египта возникла в связи с религиозными верованиями древних египтян.
По представлениям древних египтян, жизнь не заканчивалась смертью. Тело умирало, но душа продолжала жить в потустороннем мире, представлявшем собой копию реального.
Была вера в существование у человека души-двойника, в особое значение имени человека. Родственники были обязаны обеспечить умершему достойную жизнь в загробном мире, заботясь о снабжении умершего жилищем (гробницею), едой и утварью. Не сделай они этого - мертвые «возвратятся с ветром» и месть их будет страшной .
Примерно с 3400 г. до н.э. c помощью высокого искусства мумификации готовили тела умерших к путешествию в загробный мир и к их сохранению в вечности. 70 дней останки находились в пересыщенном содовом растворе, далее бальзамирование продолжалось и включало очень много технологических стадий.
В египетской культуре постепенно формировались представления о едином мире мертвых — «дуате». Его структура во многом воспроизводила структуру земного мира. Древние египтяне не верили, что после смерти человек может занять другое социальное положение: фараон в царстве мертвых не мог стать придворным, а подданный - царем.
Для защиты от разных напастей и спасения на суде Осириса египтяне использовали «Книгу мертвых», которая давала возможность безболезненного прохождения мимо всех Сцилл и Харибд подземного пространства и позволяла «ба» на суде Осириса магически доказать невиновность человека, обеспечив, таким образом, всему комплексу полноценное существование.
Всё видимое в природе принималось древними за видимый образ божества: земля, небо, солнце, звёзды, горы, вулканы, реки, ручьи, деревья.
В отличие от людей, божества могли перевоплощаться по своему желанию. Многих из них представляли в виде животных - кошки, коровы, быка. Так, бог Себек изображался с головой крокодила, богиня Хатор - в виде коровы или женщины с рогами коровы.
Божество жило в храме, являющемся его домом («дом» и «храм» обозначались одним иероглифом), и обслуживалось жрецами, функции которых заключались в удовлетворении его вполне «человеческих» (или «животных») потребностей, а также в контроле за сохранностью и приумножением его имущества. Местом непосредственного обитания бога считался наос, особое каменное сооружение внутри храма, в котором располагалось его изваяние, скрытое за запечатанными деревянными дверями. Три раза в день священные двери раскрывались и божество «кормили», сопровождая эту процедуру предварительным умащением идола и сменой его одеяний.
Обычно бог «вел» скрытный «образ жизни» и никуда «не выходил» из наоса, простые люди были лишены возможности лицезреть его, но в египетском календаре существовало множество праздников, во время которых привычный распорядок нарушался и идол покидал место своего обитания. Праздники были двух видов: процессии и мистерии. В дни процессий божество путешествовало, посещая различные «святые места» за пределами родного храма, во время мистерий разыгрывались сцены из жизни божества.
В отличие от Древней Месопотамии, где все боги образуют единое сакральное пространство, в котором каждый наделяется определенными функциями, в Древнем Египте единственной силой, придающей египетской мифологии видимость единства, является верховный бог, подобный фараону.
В описаниях бога-творца и фараона наблюдается явный параллелизм: оба они представляются, во-первых, великими завоевателями, наводящими ужас на врагов, во-вторых, властителями мира.
Древнеегипетская религия была собранием различных культов, которые подвергались в продолжение многих веков многочисленным изменениям.
Статьи по теме
Эстетический идеал красоты
Мужчина-рыцарь, воин постепенно превращается в светского придворного. Обязательное обучение дворянина танцам, музыке придает его облику пластичность, изящество. Мужественность XVII в.— это и величественность осанки, и галантное обращение ...
Эволюционизм Г.Спенсера
Картина эволюционного изучения культуры была бы неполной без знакомства с еще одной влиятельной фигурой - Г.Спенсером. Г.Спенсер (1820-1903) - английский философ, биолог, психолог и социолог - главный акцент в своих теоретических построен ...
Наука
Если в искусстве Возрождения всеобщим идеалом и естественным критерием стала чувственная телесность, то в науке эта роль отводилась рациональной индивидуальности. Не индивидуальное знание или мнение, а достоверность самой индивидуальност ...