стремление к стройности, соразмерности, гармонии. От проявляются в пропорциях архитектуры и скульптуры, в расположении предметов и фигур, сочетании красок в живописи, в чередовании рифм и мерности ритма в поэзии, в последовательности музыкальных звуков. Одна из пропорций, которая чаще всего встречается в искусстве - «золотое сечение».
Многие художники, поэты, скульпторы истинные ценители прекрасного, восхищались красотой человеческого тела.
Эталонами красоты человеческого тела, образцами гармонического телосложения издавна и по праву считаются великие творения греческих скульпторов: Фидия, Поликтета, Мирона, Праксителя. В создании своих творений греческие мастера использовали принцип золотой пропорции. Центр золотой пропорции строения человеческого тела располагается точно в месте пупка. И не случайно величину золотой пропорции принято обозначать буквой ; это сделано в честь Фидия – творца бессмертных скульптурных произведений.
Одним из высших достижений классического греческого искусства может служить статуя «Дорифор» (рис.1) («Копьеносец»), изваянная Поликтетом (рис.1).
Фигура юноши выражает единство прекрасного и доблестного, лежащих в основе греческих принципов искусства. Статуя полна спокойной уверенности; гармония линий, уравновешенность частей олицетворяют могущество физической силы. Широкие плечи почти равны высоте туловища, половина высоты тела приходится на лонное сращение, высота головы 8 раз укладывается в высоте тела, а золотой пропорции отвечает положение пупка на теле атлета.
Шедевром красоты считается Афродита Милосская (III-II вв. до н.э.), созданная Александром. Статуя богини любви и красоты, изваянная Праксителем для храма на острове Книд, считалась его современниками величайшим чудом, превосходящие все другие художественные произведения мира.
В таких работах Фидия, как Зевс Олимпийский, Афина Парфенос, Аполлон Бельведерский, золотое сечение заложено в различных пропорциях человеческого тела. Не только вся статуя, но и отдельные её части делятся в золотом отношении. [3]
В особый вид изобразительного искусства Древней Греции следует выделить изготовление и роспись всевозможных сосудов. В изящной форме амфор и кратеров, а также в их росписи легко угадываются пропорции золотого сечения. [4]
Например, для амфоры (рис 2а) выполняются отношения a/b=c/d=d/e= Амфора на (рис.2б) выдержана в следующих пропорциях: а/b=m/а=. Свои знания в искусстве греки переняли и развили из египетского искусства. Достижения египтян удивляли и восхищали художников Древней Греции.
Они специально совершали путешествия в Египет, чтобы поучиться умению пользоваться каноном.
В живописи, скульптуре храмов, на предметах домашнего обихода древние египтяне чаще всего изображали богов и фараонов. Для этого они установили специальные каноны изображения стоящего человека, идущего, сидячего, коленопреклонённого и т.д. На основе золотого сечения созданы пропорции древнеегипетского канона - восемь пропорциональных величин, который также использовался для создания канонических статуй и рельефов.
Статьи по теме
Документы на систематический каталог
В библиотеке создается и действует единая номенклатура взаимосвязанных, дополняющих друг друга документов, обеспечивающих управление системой каталогов и техническими процессами каталогизации. Эти документы полностью согласовываются с утв ...
Отечественная литература XIV-XVII вв
Менее других сфер культуры от монголо-татарского нашествия пострадала литература. Она в это время была представлена произведениями, посвященными трагическим событиям отечественной истории - «Слово о погибели Русской земли», «Сказание о гр ...
Образование государства и его социальное устройство
Одна из древнейших мировых культур - культура Месопотамии (междуречья рек Тигра и Евфрата), является вторым после Египта очагом древневосточной культуры, создавшая огромные художественные ценности и по всей древности не уступавшая египетс ...