Так, например, некоторые стихотворения А.С.Пушкина очень четко отвечают этой закономерности внутренней композиции. К таким стихотворениям относятся: притча «Сапожник» состоящая из 2-х частей 8 и 5 строк; стихотворение «Он между нами жил» - 2 части 13 и 8 строк. Роман «Евгений Онегин» - произведение высочайшего художественного уровня, а 8-я глава – драгоценная жемчужина. Эта глава наиболее совершенна, наиболее отточена, насыщена эмоциональная структура главы, многоплановая, с подъемами и спадами. Письмо Татьяны делит главу на 2 части 32 и 19 стихов, их отношение близко к золотой пропорции.
Рассматривая композицию «Пиковой дамы» приходишь к выводу, что кульминационный момент – приходится на 535 строку из 853 строк. Эта строка расположена почти точно в месте золотого сечения 853:535=1,6.
Наличие золотой пропорции определяет основной план композиции «Пиковой дамы», придает ей ассиметричность – медленное нарастание эмоционального напряжения, кульминация и постепенный спад накала. Повесть состоит из 6 глав, и каждая узловатая точка глав отвечает точке золотого сечения:
1 глава – 110 строк – узловатая точка 68 строка;
2 глава – 219 строк – кульминационный момент 135 строка;
3 глава – 212 строк – золотое сечение соответствует 131 строке;
4 глава – 113 строк – золотая пропорция приходится на 70 строку;
5 глава – 75 строк – 46-я строка соответствует золотому сечению.
Золотая пропорция присутствует и в композиции других произведений А.С.Пушкина: «Станционный смотритель», «Метель», «Гробовщик».
Совпадение кульминационных моментов в произведениях прозы у А.С.Пушкина с золотой пропорцией удивительно близкое, в пределах 1-3 строк. Чувство гармонии у него было развито необыкновенно, что объективно подтверждает гениальность великого поэта и писателя.
Аналогично, золотую пропорцию можно обнаружить и в некоторых произведениях В.Брюсова, например «Сонет к форме».
Многие исследователи находили проявления золотой пропорции в произведениях великих художников. Речь идет не только о пропорциях обнаженного тела, а о композиционных основах произведений живописи. Наличие золотой пропорции в композиции произведений художников придавало им гармоническую законченность, совершенство и одновременно подвижность, динамизм, оживляло композицию. [10]
Характерным примером такого рода могут служить картины известного японского художника Хокусая: «Фудзи и путник», «Мост Парчового пояса», «Фудзи в гору», «Перевал Инуме в провинции Кай»; картина Сурикова «Барыня Морозова» и другие.
Изучая явления и объекты живой и неживой природы исследователи пришли к выводу, что и здесь проявляется золотая пропорция.
Например, ее можно обнаружить в строении листа клена, в отношениях длин хвоста и корпуса стрекозы, в строении цветка розоцветных и другое.
Закономерности золотой пропорции широко распространены в природе, проявляются на самых различных уровнях – от атомных сочетаний до строения тел высших животных.
Проявление золотой пропорции в различных видах искусства дает основание предполагать наличие единых критериев гармонии, общих как для творений природы, так и для произведений, созданных художниками, композиторами, поэтами, скульпторами. Это единство роднит произведения искусства и творения природы, определяет их преемственность, сущность прекрасного.
Статьи по теме
Расстановка библиографических записей в систематическом каталоге
Под расстановкой библиографических записей понимается процесс их внутреннего упорядочения в пределах классификационного деления. Карточки должны следовать друг за другом в определенной последовательности в строгом соответствии с замыслом ...
Новгородская иконопись XIV—XV веков
На протяжении XIII—XIV
вв. постепенно складывается яркий и самобытный стиль новгородской иконописи, характеризующийся простотой и выразительностью ориентированной на плоскость композиции, чеканностью и обобщенностью силуэтов, чистой, звон ...
Эстетический парадокс буддизма
Буддизм как философско-религиозная концепция и как церковь
в процессе своего исторического развития оказался в парадоксальной ситуации. И эта парадоксальность особенно ярко проявилась в его отношении к искусству, в эволюции этого отношен ...