Владимир и Суздаль часто называют «воротами» «Золотого кольца». И не только потому, что одна из главных достопримечательностей Владимира — древние «Золотые ворота», под сводами которых проходили с победой полки Александра Невского и Дмитрия Донского.
Владимиро-Суздальское княжество более 250 лет было центром всего древнерусского мира. Расцвет его пришелся на XII век, время правления двух братьев-князей Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо. Настоящий средневековый замок, построенный князем Андреем во владимирской слободе Боголюбове, слыл в то время «восьмым чудом света». Был в замке и настоящий зоопарк — туда князь привез первых в России слонов.
Зато время пощадило одно из самых лирических творений древнерусской архитектуры — храм Покрова Богородицы на реке Нерль, заложенный по приказу Андрея Боголюбского в память о погибшем сыне. Тысячи людей приходят сюда, чтобы поклониться таланту неизвестных зодчих, безупречно выполнивших наказ князя: «чтобы узревши храм хоть раз, никто не мог сказать, что в жизни его не было счастливых минут».
Многочисленные археологические памятники обнаружены у озера Плещеево (Переславль-Залесский), близ Углича, по берегам Волги, у деревни Фатьяново близ Ярославля. Славянские курганы IX-XII в.- свидетели начала русской народности. В архитектурных памятниках городов отражена история национального зодчества; первые каменные постройки на этой земле- храмы XII-XIII вв.; Бориса и Глеба в Кидекше, Успенский (Главный на Руси) и Дмитриевский соборы во Владимире, собор Рождества Богородицы в Суздале, Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском, Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, церковь покрова на Нерли, остатки резиденции князя Андрея Боголюбского в Боголюбове.
Две архитектурные жемчужины Владимира и всего «Золотого кольца» — Дмитриевский и Успенский соборы. Первый — весь, словно кружевом, одет белокаменной резьбой, второй — аскетичен в своем строгом величии. Вплоть до середины XV века в Успенском соборе принимали великокняжеский титул все московские государи. А итальянец Аристотель Фьораванти специально приезжал во Владимир посмотреть на «эталонный» храм, чтобы впоследствии по его подобию выстроить главный, Успенский собор Московского Кремля.
«Почти всюду по «Золотому кольцу» - от города к городу – шестьдесят- семьдесят километров. Это не случайность и не прихоть, а строгая обусловленность истории. Города и крепости ставили в старину на расстоянии древного перегона лошадей. Ямщик или верховой покрывали это расстояние в два приема. Покормят разгоряченных лошадей через тридцать верст, подкрепятся сами и опять в путь- теперь уже до крепости. Там останавливайся на ночлег либо меняй лошадей и дальше- по делу ли казенному или по спешной собственной надобности.»
Статьи по теме
Тематическая картина
Художник Г. Ф. Борунов принадлежит к тем натурам, которые, раз избрав любимую тему, остаются верны ей десятилетиями. С первых же шагов в поисках творческой темы определился выбор: он стал работать над тематической картиной. Первой работой ...
Лосенко А.П
Самым крупным представителем исторического жанра был А.П. Лосенко (1737–1773) – один из первых учеников Академии, пенсионер, автор таблиц и пособий, по которым учились целые поколения русских живописцев и скульпторов.
Лосенко создал перв ...
Архитектура
Монументальная архитектура майя – одна из важнейших и специфических черт их культуры. Несмотря на существование ряда локальных стилей, майяская архитектура отличается в целом большей однородностью, чем другие виды искусства. Это объясняет ...