Суздаль возник на основе древнейшего сельскохозяйственного торгово-ремесленного поселения, в период распада родовых отношений, на заре формирования нового феодального общества. Это город во Владимирской области, центр Суздальского района. Население 12 тыс. человек. Суздальская земля- это степная полоса, богатое плодородное ополье, тянувшееся от берега Клязьмы, вдоль правого берега реки Нерль до Переяславского озера. Впервые упоминается в 1024 году; как город-крепость- в 1096 году. В 1-й половине XII века при Юрии Долгоруком был центром Ростовско-Суздальского княжества. С середины XIII века столица самостоятельного Суздальского княжества. Суздаль- старейший христианский приход в Северо-Восточной Руси (уже в XI веке здесь было подворье Киево-Печерского монастыря с церковью Св.Дмитрия).
На рубеже XI-XII века по воле Владимира Мономаха в Суздале из кирпича плинфы построили большой шестистолпный трехапсидный собор. В 1148 г. на месте этого собора Юрий Долгорукий возвел белокаменный собор. В 1222-1225 г. на основании собора 1148 г. князь Юрий Всеволодович построил новый собор. В 1238 году сожжен монголо-татарами.
В XIII веке в городе были возведены новые монастыри: Троицкий построили рядом с Ризоположенским монастырем, Александровский, связанный с именем Александра Невского,- к северо-западу от них, на южной окраине города вырос Введенский монастырь, а на восточной- Васильевский.
Значение Суздаля возросло в XIV веке при усилении Суздальско-Нижегородского княжества. Нижегородские князья Андрей и Борис Константиновичи основали в середине XIV веке два новых монастыря- Покровский (женский) и Спасский (мужской), которые усилили оборону города с севера. Спасский монастырь впоследствии стал называться Спасо-Ефимиевым. Оба монастыря были деревянными и здания эти не сохранились, но они так и остались крайними точками Суздаля.
С XIV века Суздаль являлся центром суздальской епископии. В 1608-1610 году польско-литовские захватчики причинили Суздалю страшный ущерб.
Суздальская земля прославилась своими мастерами, вышедшими из простых ремесленников и ставшими знаменитыми зодчими. Среди них: Иван Грязной, Андрей Шмаков и Иван Мамин, создавшие немало архитектурных шедевров в русских городах.
В Суздале нельзя найти два одинаковых церковных навершия, даже форма куполов ни разу не повторяется. Суздальским мастерам принадлежит изображение вогнутого шатра, которым украшены Никольская, Антипиевская, Богоявленская, Скорбященская церкви. Храмы древнего Суздаля богато украшены узорами и элементами декора, ставшими традиционными для суздальских художников и зодчих.
Архитектурное решение Рождественского собора было сродни постройкам на юге Киевского княжества. Интересно, что план собора почти в точности совпадает с планом собора Успения Богородицы в Киево-Печерском монастыре, что подтверждают летописные источники. Сходство это, скорее всего, неслучайно.
Успенский собор постоянно ремонтировали и обновляли его внутреннее убранство. Основной причиной обрушения верхней части собора стали неглубокая закладка фундамента (0,6 м.) в насыпном грунте неизвестного происхождения. Юрий Долгорукий постарался учесть ошибки отцовских зодчих. Он приказал сделать подсыпку грунта вокруг нового фундамента на расстоянии в 20 метров от храма. При этом глубина фундамента увеличилась до 3,1 м.
Строительство Рождественского собора тоже стало для великого князя важным политическим делом. В Ростове не было каменных храмов, а в Суздале строили уже второй.
Надо отметить, что переименование Успенского собора в Рождественский произошло именно при первой перестройке храма, вернее, при его освещении новгородским архиепископом Нифонтом.
В 1222 году после второго обрушения верхней части Рождественского собора, по приказу Юрия Всеволодовича собор разобрали, а на его месте выстроили новый белокаменный храм.
Сохранился фрагмент фрески в нижней части стены, обнаруженный при раскопках. Архитектура собора была призвана внушать простым людям трепет и уважение к христианскому Богу.
«К сожалению, вновь выстроенный собор тоже не дошел до наших дней в своем первоначальном виде, так как в 1445 году вновь произошло обрушение его верхней части. В результате всех перестроек от первоначального здания остался лишь нижний ярус, позволяющий представить внешний вид и внутренний интерьер этого удивительного памятника древнерусского зодчества.»
Статьи по теме
Искусство Германии
Германия в XV в. Стойкость системы, раздробленность страны и связанное с этим развитие обособленных местных школ в искусстве. Живучесть готики в искусстве Германии.
Живопись северонемецких городов в начале 15 века, связь с традициями поз ...
Суздаль
Суздаль возник на основе древнейшего сельскохозяйственного торгово-ремесленного поселения, в период распада родовых отношений, на заре формирования нового феодального общества. Это город во Владимирской области, центр Суздальского района. ...
Русская иконопись в послепетровской России
Со временем искусство всего византийского мира, и искусство Древней Руси постигло забвение. Пала под ударами турок-завоевателей византийская империя, оказались завоеванными мусульманами некогда христианские страны Малой Азии и многие слав ...