Рассказывая о древних памятниках суздальской архитектуры, нельзя умолчать о белокаменном храме Бориса и Глеба, построенном в 1152 году на территории княжеской крепости.
Храм этот построен в память о святых великомучениках Борисе и Глебе, сыновьях великого князя Киевской Руси Владимира Красное Солнышко.
С севера и юга в виде двух овражков сохранились следы былых въездов в крепость со стороны пристани. Храм пережил много событий, в том числе и монголо-татарское нашествие 1238 года. Храм много лет простоял без кровли, его своды, восточная часть стен, верхи алтарных апсид начали рушиться. Лишь в XVI-XVII веке духовенство приняло решение о восстановлении храма. Для ремонта использовали старый белый камень, которого не хватило на восточную часть здания. Храм завершили новым сомкнутым сводом, сделанным наспех.
По своему типу церковь Бориса и Глеба похожа на храм Покрова на Нерли и Дмитриевский собор во Владимире. Таких одноглавых кубических трехапсидных храмов на Руси в XII веке было построено немало. Однако образ храма значительно отличается от других. В нем нет утонченной хрупкости и стройной ярусности Покрова на Нерли, нет пышного резного убора Дмитриевского собора. В Кидекше все гораздо проще и суровее. Храм имеет форму куба, он неподвижен в своем спокойствии и величии.
При всех совершенных перестройках церковь Бориса и Глеба в Кидекше остается выдающимся памятником древнерусского зодчества, древнейшим памятником белокаменной архитектуры. Творческий почерк мастеров, создавших это здание, определяется прежде всего четкими геометрическими формами, точностью контуров в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Строители храма владели техникой белокаменной кладки. Так умели строить только зодчие из Галича, которые были знакомы с романской архитектурой стран Западной Европы.
Вначале проявлений интереса к формам романской архитектуры почти не было. Сам Долгорукий был поклонником греческого искусства. В храмах периода его правления просто не могли появиться новые элементы, не связанные с русско-византийскими традициями.
К югу от храма в конце XVII века были установлены изящные Святые ворота, выполненные из кирпича. Они имеют очень нарядный фасад и фигурный многопластовый верх.
Статьи по теме
Сущность и место религии в обществе
Религия является необходимым составным элементом общественной жизни, в том числе – духовной культуры. В обществе она выполняет ряд важных социокультурных функций, и одной из них является мировоззренческая, или смыслополагающая. Ведь в рел ...
Особенности Просвещения в странах Европы
Особая роль Англии в истории Европейского Просвещения заключалась, прежде всего, в том, что она была его родиной и во многих отношениях первопроходцем. В Англии в XVII-XVIII вв. после революции и гражданских войн сгладились резкие противо ...
Художественная культура. Анализ произведения
Художественный анализ стихотворения А.С. Пушкина «Я вас любил .» (1829г.). [5]
Это поэтическое произведение является признанным шедевром русской литературы, его относят к произведениям любовной лирики.
Любовь в лирике Пушкина — это спос ...