Одним из самых замечательных явлений древнегреческой культуры является театр. Он возник на основе народных песен и плясок во время праздника бога Диониса – покровителя сельского хозяйства и виноделия. Весной, когда распускалась виноградная лоза, отмечался праздник весенних Дионисий, а осенью, во время сбора винограда, праздновались осенние Дионисии. Этот праздник был особенно весел, и любим греками. Пили молодое вино, устраивали пляски и распевали песни. Исполнители обрядовых песен в честь Диониса – дифирамбов – были одеты в козлиные шкуры. Отсюда и происходит слово «трагедия», т.е. «песнь козлов» («трагос» - по-гречески козел, «оде» - песня). Из дифирамбов и возникла греческая трагедия. Ряд песен в честь Диониса носил веселый, озорной характер. Они положили начало возникновения комедий.
Обычно песни пелись хором во главе с запевалой, который носил название корифея. Слушатели располагались вокруг небольшого холма, где пел хор. Чтобы зрителям было лучше видно и слышно корифей и ведущие артисты стояли на возвышении – специальном деревянном помосте, а зрители располагались на скамьях, которые шли амфитеатром.
Так возникли театральные представления. Место, где выступали актеры, называлось сценой (от греч. «скене» - палатка). Около сцены располагался хор; это место получило название орхестры. Затем шли места для зрителей. Греческий театр всегда был под открытым небом. Театры обычно вмещали до 25 тыс. зрителей. Это и неудивительно, т.к. граждане приходили на концерты целыми семьями.
И женские и мужские роли исполнялись только мужчинами. Каждый актер играл в сапогах с высокими подставками – котурнах, чтобы его лучше видели зрители. Актеры также пользовались масками, каждая из которых соответствовала своей роли. Театр был школой воспитания, где в пьесах разбирались самые насущные вопросы морали, политики и идеологии. Неимущим гражданам выдавались из городской казны специальные деньги на посещение театра. Театральные представления шли несколько раз в год по большим праздникам и продолжались несколько дней подряд. В эти дни греки смотрели представления с утра до позднего вечера. Выдающимися авторами того времени были Аристофан, Эврипид, Софол и Эсхил.
Статьи по теме
Эстетический идеал красоты
Мужчина-рыцарь, воин постепенно превращается в светского придворного. Обязательное обучение дворянина танцам, музыке придает его облику пластичность, изящество. Мужественность XVII в.— это и величественность осанки, и галантное обращение ...
Русская бытовая живопись второй половины 19 века
В пореформенные годы в русском изобразительном искусстве продолжался процесс создания национальной художественной школы. В борьбе с рутинными канонами казенного официального искусства (носителем которого была в это время Академия художест ...
Д.С. Лихачев: культура как историческая память
Лихачев Дмитрий Сергеевич (1906-1999) - филолог, историк культуры, культуролог. Его основные труды посвящены истории русской литературы X-XVII вв., а также творчеству русских писателей: Пушкина, Гоголя, Некрасова, Достоевского, Лескова, ...