Наряду с монастырями в XVIII-XIX вв. иконописанием занимались мастера практически во всех уездных городах Зауралья. Наиболее показательным примером взлета и последовавшего за ним быстрого упадка местной традиции может служить Туринск.
В связи с устройством во второй половине XVIII века Сибирского тракта через Екатеринбург и Тюмень, значение Туринска, переставшего быть важным узлом транзитных перевозок, резко снизилось. В это время город являлся центром декоративно-прикладного искусства и живописи. Побывавший в 1771 году в Туринске И.И. Лепехин писал, что здесь «много столяров, резчиков иконостасных и иконописцев». Академик высказал предположение, что начало иконописному промыслу положили угличане, до этого жившие в Пелыме, а позже переселившиеся в Туринск. По другой версии развитие иконописи относится ко времени пребывания на кафедре митрополита Филофея (Лещинского).
Однако в первой четверти XIX века иконописание туринцев чаще всего остается невостребованным. В настоящее время известна единственная подписная и датированная икона, принадлежавшая кисти туринского иконописца - Перенесение мощей праведного Симеона Верхотурского. Образ «написан Туринским мещанином Николаем Сухановым в 1866 г.» (илл. 75).
Статьи по теме
Ксенофонт
Третьим выдающимся греческим историком заслужено признается Ксенофонт, автор как ряда исторических произведений («Греческая история», «Анабасис»), так и целой серии трактатов («О доходах», «Апология Сократа», «Лвкедемонская полития», «Кир ...
Искусство - как часть духовной культуры
Другим важнейшим видом духовного производства является искусство. Создавая художественные образы, которые, с известной долей условности могут быть приравнены к научным моделям, экспериментируя с ними при помощи собственного воображения, л ...
Состояние просвещения и печати
После реформы 1861 г. развитие системы образования ускорилось. Реформа Александра 2 в области образования была продиктована потребностью модернизации страны. Промышленность, транспорт, сельское хозяйство, торговля нуждались в квалифициров ...