Технологии иллюстрирования книг в Средние века

Материалы » Иллюстрации в древневековых книгах » Технологии иллюстрирования книг в Средние века

Страница 2

Иллюстратор начинал свою работу с вычерчивания эскиза свинцовым карандашом или графитом. Когда прорись была закончена, ее обводили чернилами. Такие эскизы в больших количествах сохранились в неоконченных манускриптах. Обычно они представляют собой сложные, отточенные рисунки, а никоим образом не торопливые наброски; тем не менее, в свое время их не воспринимали как законченные произведения. После четырнадцатого века рисунок иногда копировали с другой миниатюры или более раннего наброска методом перекалывания. Иногда более ранние миниатюры вырезались и использовались повторно в новых книгах. В конце пятнадцатого века в голландские рукописные книги вставляли даже раскрашенные от руки гравюры и линотипы.

Когда рисунок был окончен, пергамен покрывали жидким клеем (животный клей, разведенный водой). Клей часто был окрашен зеленым, синим, коричнево-желтым или розовым красителем для создания затененного фона, на котором отчетливее выделяются золото и яркие краски. (Та же технология применялась при использовании бумаги, все чаще употреблявшейся начиная с тринадцатого века, иногда даже вперемешку с пергаменом). В некоторых ранних манускриптах шестого века (знаменитых «пурпурных кодексах») окрашивали сам пергамен, на который затем наносили золотые или серебряные буквы.

Следующим шагом после подготовки композиции и обработки поверхности пергамена было золочение, всегда производившееся до собственно раскрашивания. Раскрашивание было последней и самой важной стадией иллюстрации. Пигмент смешивался с каким-либо связующим веществом, связывающим крупинки пигмента. До XIV века самым употребляемым связующим был яичный клей, приготовляемый из стоялых яичных белков. После XIV века яичный клей заменили гуммиарабиком (смолой культурного дерева). Техника живописи, получавшаяся при использовании белкового клея или гуммиарабика похожа на темперу, т.е. на размеренную, аккуратную работу маленькими, тщательно выверенными мазками, создающими четко очерченные формы и гомогенные цветовые поля. Краска наносилась во много слоев, а моделирование производилось более темными или более светлыми тонами. Использование очень маленьких кисточек и легко контролируемого, текучего, но вязкого красящего вещества было необходимой предпосылкой для создания малоформатных изображений, обычно проработанных до мельчайших деталей. Пока книга состояла еще из разрозненных листов, художник мог работать над несколькими страницами одновременно, смешивая краски для использования в более чем одной композиции. Весь процесс иллюминирования книги был очень длительным и дорогостоящим, поэтому иллюминованные манускрипты были роскошью, доступной лишь зажиточным покупателям. С приходом книгопечатания пышные иллюминованные кодексы вышли из моды. Несмотря на то, что раскрашенные вручную раннепечатные книги очень часто имитировали в своем оформлении иллюминованные рукописные книги, в XVI веке книжное иллюминирование сошло на нет.

Страницы: 1 2 

Статьи по теме

Политическое в современной литературе
Современная литература стоит перед лицом полной утраты политической (если не вообще гражданской) проблематикой (в традиционном ее понимании) эстетической актуальности. Связано это, думается, с крайней ограниченностью как сопрягаемого с эт ...

Историко-культурная характеристика регионов Дальнего Востока
Якутия имеет древнюю и самобытную историю. На ее территории человек появился в доисторические времена, боролся со стихиями, изменением климата, оставил многочисленные следы своего пребывания. Углубляясь в нашу историю, мы видим часть геро ...

Забытый художник. Руфин Гаврилович Судковский
С Николаевщиной связано имя известного в своё время, а также и теперь на западе Европы, пейзажиста, мариниста, соперника Айвазовского, академика Руфина Гавриловича Судковского, жившего и творившего в городе Очакове на берегу Днепровско-Бу ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация