Наступивший XXI век стал веком информации и научных знаний, а значит, и система образования должна решать новую проблему, связанную с подготовкой миллионов студентов к жизни и деятельности в совершенно новых для них условиях информационного мира. Речь идет не просто о повышении уровня образованности людей, а о формировании нового образа и способа мышления, приспособленного к быстро меняющимся экономическим, социальным и информационным реалиям окружающего мира [12].
Сегодняшняя реальность такова, что студент все в большей мере должен уметь самостоятельно включать в систему своей деятельности нарастающий поток информации, причем не, только собственно профессиональной, но и прямо не связанной с профессиональной деятельностью.
Непрерывный характер образовательного процесса повышает, таким образом, требования к личности студента, осуществляемой им деятельности, и предполагает, прежде всего, умение работать с любой информацией, что подразумевает, в свою очередь, высокий уровень развития его информационной потребности [5].
На протяжении длительного времени студенчество было и остается объективным индикатором социальных процессов. В частности именно оно является наиболее активным потребителем информационных ресурсов и, следовательно, информационно-потребительские характеристики студентов позволяют адекватно оценить состояние образовательной и информационной инфраструктуры в целом [23].
В современных условиях, чтение необходимо рассматривать как важную составляющую информационно-потребительской деятельности студента. Основными предпосылками, обусловливающими необходимость более широкого подхода к изучению указанной деятельности, выступают: формирование информационного общества, требующее существенного расширения минимального набора знаний, позволяющих студентам ориентироваться в современном потоке информации, совершенствование их информационной культуры в целом, которая становится непременным условием существования [23].
Процесс совершенствования подготовки будущих специалистов в условиях современного образования обусловлен многими факторами, среди которых существенным является мотивация [19].
Мотивация – процесс выбора между возможными различными действиями. Она регулирует, направляет действие на достижение специфических для данного мотива целей и поддерживает эту направленность, а так же объясняет целенаправленность действий. Так придя в библиотеку, потребитель отбирает и запрашивает ту или иную информацию, которая соответствует его представлению как необходимая [19].
Мотивация студентов неоднородна, она зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей, уровня развития, например, учебная мотивация студентов, выступает как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность, в данном случае в учебную [23].
В основе читательской деятельности лежит мотив . В качестве мотивов могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства, переживания, все то, в чем находит воплощение потребность [17].
Мотивы чтения отражают социальный опыт читателя, его индивидуальность, его психологические характеристики [20].
Что же касается источников получения информации, то, по мнению студентов самыми важными для них являются Интернет и библиотека, далее лекции преподавателей, средства массовой информации и удовлетворение потребностей посредством личной библиотеки [12].
Студенты испытывают потребность, прежде всего в информации содержащей учебный материал (учебники, учебные и методические пособия). На втором месте справочная литература (различные виды справочников, словарей, энциклопедий), многие отдают предпочтение электронным документам [19].
Студенты активно пользуются каталогами (электронным и карточным), но сравнительно малой популярностью пользуются библиографические и реферативные издания [19].
Что касается электронного каталога, то сложности возникают при формулировке тематического запроса. Обычно трудности связаны с непониманием «предмета» изучения учебной дисциплины, контрольной или курсовой работы, что вызывает пробел в знаниях будущих специалистов той или иной профессии, студенты чаще всего посещают библиотеку как раз для того чтобы сделать тематический запрос.
Специфические затруднения студенты испытывают при работе с карточными каталогами, использовании алфавитно-предметного указателя (АПУ), систематического каталога (СК) [23].
Статьи по теме
Феофан Грек и другие византийские и балканские художники в москве
Таким образом, когда в 90-х годах XIV в. в Москве появился Феофан Грек, здесь уже сложились новые животворные традиции, что и позволило ведущим столичным мастерам избежать эпигонского подражания великому византийцу.
Приезд в Москву Феофа ...
Отделка помещений бельэтажа архитектором К.И. Росси
В 1817году К.И. Росси было поручено заново отделать дворец к свадьбе великого князя Николая Павловича и прусской принцессы Шарлотты, нареченной Александрой Федоровной. Хотя капитальных переделок во дворце он не производил, все возобновлен ...
Исторические особенности Серебряного века
К моменту вступления Александра III на престол расстановка сил в Европе начинает меняться. После поражения Франции во франко-прусской войне начинается процесс складывания новых политических группировок. Дальнейшая роль России в европейско ...