Обнаруживается, что самой большой проблемой у студентов является составление заявки на издание, что подразумевает считывание информации с библиографической записи, знание соответствующих шифров, а именно это и отсутствует у многих читателей [32].
Большинство студентов обладает сформировавшимися навыками работы с информационно-компьютерными технологиями и интернетом. Основным источником информации, главным образом учебного материала у них выступает вузовская библиотека [32].
В Федеральном законе РФ «О библиотечном деле» библиотека определяется как «информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам» [1]. Эти законодательно зафиксированные функции свидетельствуют о признании особой, все возрастающей роли библиотек в современном мире, о необходимости их развития одновременно во всех трех направлениях, о многогранности повседневного библиотечного труда.
Мы представили законодательную формулировку понятия библиотека, но понятие вузовская библиотека состоит из двух составляющих: вуз и библиотека. В типовом положении «Об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) РФ» говорится, что высшим учебным заведением в РФ является образовательное учреждение, «имеющее статус юридического лица и реализующее профессиональные образовательные программы высшего профессионального образования » [4].
Главными задачами (основной деятельностью) высшего учебного заведения как центра образования, науки и культуры являются: удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, приобретении высшего образования и квалификации в избранной области профессиональной деятельности; организация и проведение фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований и иных научно-технических, опытно-конструкторских работ, в том числе по проблемам образования; накопление, сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества и др. [4].
Вузовская библиотека – это структурное подразделение вуза, которое осуществляет информационное обслуживание студентов и преподавателей вуза, всячески содействуя их деятельности, а так же библиотека вуза способствует выполнению главных функций образовательного учреждения, указанных выше.
Словарь библиотечных терминов определяют вузовскую библиотеку как структурное подразделение высшего учебного заведения, которое организует библиотечное обслуживание студентов и преподавателей, обеспечивает учебный процесс и научную работу вуза литературой [30].
Терминологический словарь по библиотечному делу дает следующее определение библиотеке вуза. Библиотека высшего учебного заведения – библиотека, являющаяся структурным подразделением вуза; находится в непосредственном подчинении ректора. Библиотека комплектует фонды по профилю вуза, обеспечивает студентов учебниками и учебными пособиями, собирает и хранит отчеты о научно-исследовательской работе и годовые отчеты вуза, материалы научных и научно-методических конференций, методические материалы, разработанные в вузе, а так же защищенные в вузе диссертации. Библиотека вуза дифференцированно обслуживает читателей, полно и оперативно информирует о последних достижениях в области науки и техники, соответствующей профилю вуза, пропагандирует библиотечно-библиографические знания. Библиотеки крупных вузов ведут научную работу в области библиотековедения и смежных наук по профилю вуза, составляют библиографические указатели, издают информационные материалы [31].
Библиотека в современном обществе выполняет ряд функций. Функции библиотеки – это назначение библиотеки, которое определяется стоящими перед ней задачами. В советском библиотековедении выделялись две основные исходные функции: кумулятивная (выявлять, собирать, сохранять и передавать во времени и пространстве материализованные знания абонентам) и утилитарная (обслуживать абонентов необходимыми документами).
Сейчас исходные функции могут быть разделены по ряду различных оснований на менее емкие, например, с социально-технологической точки зрения – функции комплектования, обработки, размещения и хранения, выдачи документов; с точки зрения общественной роли библиотек – функции хранилища источников информации, пропаганды собираемых документов, научно-методических и научно-исследовательских центров в области библиотечного дела и т. д. в литературе часто выделяют еще три группы функций: социальная, научно-информационная, культурно-просветительная [20].
Статьи по теме
Современные направления и стилевые особенности в художественной культуре
Модернизм. Направление, на долгое время определившее основной характер художественной культуры Запада первой половины XX в. в целом, принято называть модернизмом (франц. modernisme - новейший, современный). В теоретическом плане модернизм ...
Писатели Германии
НОВАЛИС (1772 – 1801)
Новалис – псевдоним Фридриха фон Харденберга, недолгая жизнь которого окружена легендой. «Поэт голубого цветка», отрешенный от всего земного, устремленный к высшим сферам.
Новалис жил не в отрыве от действительност ...
Культура быта
Культура быта — это вещественная среда обитания (квартира, дом, производство) и одновременно отношение к ней. Она включает в себя также и организацию этой среды, в которой проявляются эстетические вкусы, идеалы и нормы человека и общества ...