Учебные потребности и их удовлетворение библиотеками вуза

Материалы » Информационные потребности студента » Учебные потребности и их удовлетворение библиотеками вуза

Страница 2

Обнаруживается, что самой большой проблемой у студентов является составление заявки на издание, что подразумевает считывание информации с библиографической записи, знание соответствующих шифров, а именно это и отсутствует у многих читателей [32].

Большинство студентов обладает сформировавшимися навыками работы с информационно-компьютерными технологиями и интернетом. Основным источником информации, главным образом учебного материала у них выступает вузовская библиотека [32].

В Федеральном законе РФ «О библиотечном деле» библиотека определяется как «информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам» [1]. Эти законодательно зафиксированные функции свидетельствуют о признании особой, все возрастающей роли библиотек в современном мире, о необходимости их развития одновременно во всех трех направлениях, о многогранности повседневного библиотечного труда.

Мы представили законодательную формулировку понятия библиотека, но понятие вузовская библиотека состоит из двух составляющих: вуз и библиотека. В типовом положении «Об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) РФ» говорится, что высшим учебным заведением в РФ является образовательное учреждение, «имеющее статус юридического лица и реализующее профессиональные образовательные программы высшего профессионального образования » [4].

Главными задачами (основной деятельностью) высшего учебного заведения как центра образования, науки и культуры являются: удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, приобретении высшего образования и квалификации в избранной области профессиональной деятельности; организация и проведение фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований и иных научно-технических, опытно-конструкторских работ, в том числе по проблемам образования; накопление, сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества и др. [4].

Вузовская библиотека – это структурное подразделение вуза, которое осуществляет информационное обслуживание студентов и преподавателей вуза, всячески содействуя их деятельности, а так же библиотека вуза способствует выполнению главных функций образовательного учреждения, указанных выше.

Словарь библиотечных терминов определяют вузовскую библиотеку как структурное подразделение высшего учебного заведения, которое организует библиотечное обслуживание студентов и преподавателей, обеспечивает учебный процесс и научную работу вуза литературой [30].

Терминологический словарь по библиотечному делу дает следующее определение библиотеке вуза. Библиотека высшего учебного заведения – библиотека, являющаяся структурным подразделением вуза; находится в непосредственном подчинении ректора. Библиотека комплектует фонды по профилю вуза, обеспечивает студентов учебниками и учебными пособиями, собирает и хранит отчеты о научно-исследовательской работе и годовые отчеты вуза, материалы научных и научно-методических конференций, методические материалы, разработанные в вузе, а так же защищенные в вузе диссертации. Библиотека вуза дифференцированно обслуживает читателей, полно и оперативно информирует о последних достижениях в области науки и техники, соответствующей профилю вуза, пропагандирует библиотечно-библиографические знания. Библиотеки крупных вузов ведут научную работу в области библиотековедения и смежных наук по профилю вуза, составляют библиографические указатели, издают информационные материалы [31].

Библиотека в современном обществе выполняет ряд функций. Функции библиотеки – это назначение библиотеки, которое определяется стоящими перед ней задачами. В советском библиотековедении выделялись две основные исходные функции: кумулятивная (выявлять, собирать, сохранять и передавать во времени и пространстве материализованные знания абонентам) и утилитарная (обслуживать абонентов необходимыми документами).

Сейчас исходные функции могут быть разделены по ряду различных оснований на менее емкие, например, с социально-технологической точки зрения – функции комплектования, обработки, размещения и хранения, выдачи документов; с точки зрения общественной роли библиотек – функции хранилища источников информации, пропаганды собираемых документов, научно-методических и научно-исследовательских центров в области библиотечного дела и т. д. в литературе часто выделяют еще три группы функций: социальная, научно-информационная, культурно-просветительная [20].

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме

Историческая тема в творчестве В.И. Сурикова
Василий Иванович Суриков - живописец, мастер исторической картины (1848, 12 января, Красноярск - 1916, 6 марта, Москва). "Суриков не только великий реалист, но по существу своему поэт, и, быть может, сам того не сознавая, этот художн ...

Письменность
Знание письма составляло привилегию жречества и знати. При храмах находились специальные школы, где мальчики из знати обучались письму, истории, ритуалам, математике, медицине, предсказаниям. В настоящее время насчитывается около 2 тыс. ...

Теория культуры в социальной философии марксизма
Марксистская философия формируется в 40-х гг. XIX века. Её основоположники - немецкие мыслители - К. Маркс (1818 - 1883) и Ф.Энгельс (1820 - 1895). Они создали новый тип философии - диалектический и исторический материализм. К анализу про ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация