Информационная культура студента имеет для всех библиотек, в том числе и вузовских, очень большое значение. Главным фактором, определяющим роль вузовской библиотеки в деле повышения информационной культуры студента, является тот огромный информационный потенциал, который заложен в объеме и характере фондов, разнообразном по видам, формам, содержанию; справочно-поисковом аппарате, включающем в себя фонд справочно-библиографических пособий, электронные и карточные каталоги и картотеки; накопленный опыт справочно-библиографического обслуживания различных категорий читателей; использование в работе новых информационных технологий.
Говоря о роли библиотеки и библиографии в формировании информационной культуры студента, следует отметить, что многое зависит от уровня развития самой библиотеки и качества технологических процессов в ней. Стратегия развития библиотеки должна быть направлена, прежде всего, на постоянное совершенствование деятельности путем учета передового библиотечного опыта мира. Появление новых носителей информации, интенсивное внедрение техники и средств телекоммуникации в деятельность библиотек дает библиотекарю широкие возможности играть центральную роль в информатизации общества [24].
Информационной культурой студентов занимаются не только библиотеки вузов, но и сами преподаватели высших учебных заведений. В вузах страны накоплен большой опыт преподавания курса « Информационная культура». Наиболее активно курс вводится в преподавание вузов культуры и искусств, традиционно готовящих специалистов информационной сферы. Сегодня можно говорить о наличии сложившихся школ преподавания информационной культуры – Московской, Краснодарской, Самарской, Кемеровской и др. Преподавание информационной культуры в рамках указанных школ основано на понимании интегративного характера курса. Тем не менее, взгляды на наполнение содержанием курса у представителей школ сильно различаются. Наиболее ярко наблюдаются различия во взглядах представителей Московской и Краснодарской школ с одной стороны и Кемеровской школы с другой. Педагоги Московского и Краснодарского государственного института искусства и культуры в большей степени в процессе преподавания актуализируют мировоззренческую направленность курса, его гуманитарную составляющую. Педагоги Кемеровской школы видят цель курса прагматично – вооружить обучающихся знаниями, умениями и навыками информационного обеспечения их учебной, профессиональной и иной познавательной деятельности. Разделяя в основном подход педагогов Московской школы, преподаватели специально созданной кафедры документов и информационной культуры Краснодарского государственного университета культуры и искусств, видят задачу курса в усилении раскрытия содержания и принципов организации информационных ресурсов страны, их культурологической составляющей [23].
Многолетний опыт преподавания доказал практическую востребованность данного курса. Однако этот курс, возникший на эмпирической основе, как реакция на острую потребность различных категорий обучаемых в информационной подготовке, нуждается в развитии и совершенствовании. Рассмотрение проблемы преподавания информационной культуры упирается в определение критериев информационной культуры студента, необходимых для понимания того, что же в конечном итоге мы хотели бы сформулировать [15].
Для изучения уровня информационной культуры студентов был проведен эксперимент, который состоял из нескольких этапов. Первый этап эксперимента преследовал цель определить уровень информационной культуры студентов, для чего была распространена анкета и тестовые задания. Анкета структурно состояла из ряда блоков, содержащих вопросы, ответы на которые характеризуют информационное поведение студентов, значимость информации в структуре жизненных ориентаций студентов. Тестовые задания были нацелены на выявление умений и навыков работы текстами, знакомство с процессами аналитико-синтетической обработки информации, навыков пользования информационно-поисковыми системами [23].
Статьи по теме
Структура культуры
Поскольку культура является сложным образованием, затрагивающим различные сферы деятельности человека, для ее структурирования необходимо выделить определенное основание.
1. Если исходить из качества и характера сознания, производимого к ...
Знаковые системы записи
Важнейшая из них – письмо, система записи знаков естественного языка, устной речи. К этому типу знаковых систем относится также нотная грамота, способы записи танца и т.п. Особенностью знаковых систем этого типа является то, что они возни ...
Философия Эпикура
Обращена к человеку была и философия Эпикура (341–270). В 307 году в Афинах он основал школу в одной из рощ, назвав ее «Садом». На воротах красовалась надпись: «Странник, здесь тебе будет хорошо, здесь высшее благо – наслаждение». Снова, ...