Скульптура Среднего Царства

Материалы » Искусство древнего Египта » Скульптура Среднего Царства

При анализе царской скульптуры времени XII ди­настии существенным является вопрос о назначении раз­личных статуй. Поэтому очень важно отметить, что, на­ряду с заупокойной и хеб-седной скульптурой, теперь цар­ские статуи ставились в храмах, посвященных богам. Следовательно, эти статуи не были уже скрыты в замуро­ванных сердабах или в залах заупокойных храмов, посе­щавшихся крайне ограниченной группой людей. Назна­чение их было новое: они являлись теперь памятниками, прославлявшими живых правителей страны. В этом за­ключался шаг первостепенной важности, внесший огром­ные возможности для дальнейшего развития царской скульптуры и открывший придворным художникам путь к некоторому освобождению от сковывающих их тради­ций. Появление подобных памятников было связано с иным, по сравнению с Древним царством, положением фараона в рассматриваемый период. Стремясь доказать правомочность обладания престолом, цари XII династии прибегали для утверждения своего авторитета к различ­ным мерам. В храмах появляются колоссальные статуи правящих фараонов, закрепляющие в сознании обитате­лей самых отдаленных областей долины Нила представ­ление о новых властителях как о могучих царях, объеди­нителях Египта и завоевателях окружающих стран. Ана­логичным образом рисуется образ царя и в литературе:

Могучий это, действующий мощною рукою,

Храбрец, и нет подобного ему,

Когда видят его идущим на лучников

И бросающимся на врагов .

Мститель это, разбивающий лбы,

И никто не устоит перед ним .

Нет никого, кто пустил бы его стрелу,

Нет того, кто натянул бы его лук .

Когда он сражается, не знает он границ,

Не щадит он, и нет остатка .

Любит его город его больше, чем самого себя,

Ликует он ему громче, чем богу своему.

Идут мужчины и женщины, радуясь ему,

Ибо стал он царем.

Новое назначение статуй определило и их новые фор­мы. Памятник, прославлявший определенного властителя, требовал большего внимания к индивидуальному образу.

Статьи по теме

Раскрытие понятия культура
Термин культура – латинского происхождения. Первоначально он означал «возделывание, культивирование почвы», но в дальнейшем получил более общее значение. Культуру изучают многие науки (археология, этнография, история, эстетика и т.д.), и ...

Развитие и становление российской этнографии
Октябрьская революция 1917 создала новые благоприятные условия для развития этнографической науки, опиравшейся на гуманистическое и демократическое наследие дореволюционной Этнография Определяющую роль в послереволюционных этнографических ...

Гипотеза внеземного происхождения египетских пирамид
Ряд сторонников гипотезы палеоконтакта утверждает, что комплекс пирамид в Гизе был создан некой высокоразвитой (возможно, внеземной) цивилизацией, а остальные пирамиды - всего лишь копии, построенные древними египтянами - настолько они ра ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация