Искусство слова — самое конкретное из всех сфер проявления духовной сущности человека. Самой отвлеченной и эмоциональной является музыка.
Если литературные памятники донесли до нас великолепные образцы мифопоэтического и лирического жанра, то о музыке Древнего Египта можно составить лишь весьма приблизительное представление, опираясь на опосредованные источники.
Многочисленные росписи и рельефы храмов и гробниц свидетельствуют о той огромной роли, которая отводилась ей. Целые сцены посвящались изображениям музыкантов, составлявших небольшие камерные ансамбли, которые сопровождали ритуальные процессии и танцы: хоровое «звучание» доносят композиции плакальщиков и плакальщиц, где пластическая выразительность жеста передает скорбные интонации плача. Жест рук играл огромную роль не только в выражении эмоционального начала, но и в управлении процессом исполнения, ибо он восполнял отсутствие системы нотной записи.
Этот факт наводит на мысль об импровизационной манере исполнения, подчинявшейся установленной ритмической канве, в пределах которой создавалась музыкальная ткань. Воссоздать творческий процесс можно лишь весьма относительно, опираясь на изобразительный материал, который служил не только иллюстрацией, но и своеобразной системой «записи», содержащей ряд исполнительских указаний.
Первые опыты музыкальной нотации возникли в эпоху Среднего царства. Тогда же появились и самые ранние зачатки музыкальной теории.
Наличие большого количества инструментов, составляющих разновидности ударных, духовых и щипковых групп, позволяет говорить о существовании многоголосия. Полифония развивалась главным образом в хоровой музыке; есть сведения, что при дворе фараонов Нового царства существовала музыкальная капелла.
Если первоначально музыка была связана с культовой стороной, то со временем в ее обозначение входит иероглифический знак, соответствующий понятию «выражать удовольствие», «приветствовать криками», «ликовать». Эти понятия раздвигают рамки музыкального искусства, внося в него элемент эстетической оценки и эмоционального восприятия.
В Древнем Египте была широко распространена хейро-номия, что в буквальном переводе с греческого означает «двигать в такт руками», — в нашем представлении это соответствует дирижированию.
Помимо хора, в Древнем царстве встречаются изображения «дирижера», управляющего ансамблем арф. В гробнице Иду (Древнее царство, VI династия) сохранился рельеф с изображением камерного ансамбля, состоящего из пяти арф, которым управляет музыкант, сидящий лицом к исполнителям и спиной к покойному. Посадка «дирижера» заслуживает особого внимания ввиду того, что по существовавшему долгое время этикету дирижер европейского симфонического оркестра стоял лицом к публике и повернулся к музыкантам лишь в середине прошлого века, когда за пульт встал Рихард Вагнер, первым нарушивший эту традицию.
О соотношении ритмического и мелодического рисунка можно судить по древним изображениям. В эпоху Древнего царства господствовали ударные инструменты с их обнаженной ритмикой. Это определило и расположение фигур музыкантов и танцовщиц в композиции, где их разделяют паузы; повторяемость поз и действий организует метроритмическую структуру сцены: подчеркивание сильной доли сопровождалось хлопком в ладоши.
В ансамблях использовались, помимо ударных и духовых, несколько разновидностей щипковых инструментов — арф, лир, лютней.
В композициях эпохи Древнего царства преобладают обостренный линеарный рисунок, в то время как в росписях Нового царства начинает звучать гибкая мелодия духовых инструментов, сопровождаемая арфой и лютней, которой вторят изысканно красивые очертания фигур исполнительниц.
Постепенно из сферы чисто ритуальной музыка начинает проникать в быт. Обучение музыке входило в школьную программу. В одном из поучений писцу говорится, что он должен быть «обучен играть на свирели, играть на флейте, сопровождать [игру на] лире и петь с [музыкальным] инструментом нехт».
Статьи по теме
Критика теории анимизма
Теория анимизма вызвала оживленную дискуссию среди ученых - исследователей культур. Некоторые из них (А.Лэнг, В.Шмидт) критиковали теорию Э.Тайлора с откровенно теологических и креационистских позиций, используя для этого факты наличия эл ...
К. Юнг об архетипах коллективного бессознательного
Идеи психоанализа развивал ученик Фрейда, а впоследствии один из его критиков швейцарский психолог и теоретик культуры Карл Густав Юнг (1875 – 1961). В aнaлизe бeccoзнaтeльнoro K. Юнг пoшeл дaльшe 3. Фpeйдa, xoтя ocнoвныe eгo идeи o тoм, ...
Итальянское искусство периода новой и новейшей истории
В эпоху конца XIX – начала ХХ в. живопись переживает глубокий кризис, но архитектура получает все более благоприятные условия. Общественный характер производства, бурный рост техники, потребность населения в жилье вызывают насущную необхо ...