Основы Древнеегипетского музыкального искусства

Материалы » Искусство древнего Египта » Основы Древнеегипетского музыкального искусства

Страница 1

Искусство слова — самое конкретное из всех сфер про­явления духовной сущности человека. Самой отвлеченной и эмоциональной является музыка.

Если литературные памятники донесли до нас велико­лепные образцы мифопоэтического и лирического жанра, то о музыке Древнего Египта можно составить лишь весь­ма приблизительное представление, опираясь на опосредо­ванные источники.

Многочисленные росписи и рельефы храмов и гробниц свидетельствуют о той огромной роли, которая отводилась ей. Целые сцены посвящались изображениям музыкантов, составлявших небольшие камерные ансамбли, которые со­провождали ритуальные процессии и танцы: хоровое «зву­чание» доносят композиции плакальщиков и плакальщиц, где пластическая выразительность жеста передает скорбные интонации плача. Жест рук играл огромную роль не толь­ко в выражении эмоционального начала, но и в управле­нии процессом исполнения, ибо он восполнял отсутствие системы нотной записи.

Этот факт наводит на мысль об импровизационной ма­нере исполнения, подчинявшейся установленной ритми­ческой канве, в пределах которой создавалась музыкаль­ная ткань. Воссоздать творческий процесс можно лишь весьма относительно, опираясь на изобразительный мате­риал, который служил не только иллюстрацией, но и свое­образной системой «записи», содержащей ряд исполнитель­ских указаний.

Первые опыты музыкальной нотации возникли в эпоху Среднего царства. Тогда же появились и самые ранние за­чатки музыкальной теории.

Наличие большого количества инструментов, составля­ющих разновидности ударных, духовых и щипковых групп, позволяет говорить о существовании многоголосия. Поли­фония развивалась главным образом в хоровой музыке; есть сведения, что при дворе фараонов Нового царства су­ществовала музыкальная капелла.

Если первоначально музыка была связана с культовой стороной, то со временем в ее обозначение входит иерогли­фический знак, соответствующий понятию «выражать удо­вольствие», «приветствовать криками», «ликовать». Эти понятия раздвигают рамки музыкального искусства, внося в него элемент эстетической оценки и эмоционального вос­приятия.

В Древнем Египте была широко распространена хейро-номия, что в буквальном переводе с греческого означает «двигать в такт руками», — в нашем представлении это соответствует дирижированию.

Помимо хора, в Древнем царстве встречаются изображе­ния «дирижера», управляющего ансамблем арф. В гробни­це Иду (Древнее царство, VI династия) сохранился рельеф с изображением камерного ансамбля, состоящего из пяти арф, которым управляет музыкант, сидящий лицом к исполни­телям и спиной к покойному. Посадка «дирижера» заслу­живает особого внимания ввиду того, что по существовав­шему долгое время этикету дирижер европейского симфони­ческого оркестра стоял лицом к публике и повернулся к музыкантам лишь в середине прошлого века, когда за пульт встал Рихард Вагнер, первым нарушивший эту традицию.

О соотношении ритмического и мелодического рисунка можно судить по древним изображениям. В эпоху Древне­го царства господствовали ударные инструменты с их обна­женной ритмикой. Это определило и расположение фигур музыкантов и танцовщиц в композиции, где их разделяют паузы; повторяемость поз и действий организует метрорит­мическую структуру сцены: подчеркивание сильной доли сопровождалось хлопком в ладоши.

В ансамблях использовались, помимо ударных и духо­вых, несколько разновидностей щипковых инструментов — арф, лир, лютней.

В композициях эпохи Древнего царства преобладают обостренный линеарный рисунок, в то время как в роспи­сях Нового царства начинает звучать гибкая мелодия ду­ховых инструментов, сопровождаемая арфой и лютней, которой вторят изысканно красивые очертания фигур ис­полнительниц.

Постепенно из сферы чисто ритуальной музыка начи­нает проникать в быт. Обучение музыке входило в школь­ную программу. В одном из поучений писцу говорится, что он должен быть «обучен играть на свирели, играть на флей­те, сопровождать [игру на] лире и петь с [музыкальным] инструментом нехт».

Страницы: 1 2

Статьи по теме

Критика теории анимизма
Теория анимизма вызвала оживленную дискуссию среди ученых - исследователей культур. Некоторые из них (А.Лэнг, В.Шмидт) критиковали теорию Э.Тайлора с откровенно теологических и креационистских позиций, используя для этого факты наличия эл ...

К. Юнг об архетипах коллективного бессознательного
Идеи психоанализа развивал ученик Фрейда, а впоследствии один из его критиков швейцарский психолог и теоретик культуры Карл Густав Юнг (1875 – 1961). В aнaлизe бeccoзнaтeльнoro K. Юнг пoшeл дaльшe 3. Фpeйдa, xoтя ocнoвныe eгo идeи o тoм, ...

Итальянское искусство периода новой и новейшей истории
В эпоху конца XIX – начала ХХ в. живопись переживает глубокий кризис, но архитектура получает все более благоприятные условия. Общественный характер производства, бурный рост техники, потребность населения в жилье вызывают насущную необхо ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация