Культура эпохи Возрождения и реформации

Материалы » Культура эпохи Возрождения и реформации

Страница 1

Возрождение, или Ренессанс (франц. renaissance - возрождение), - это культурно-историческая эпоха, охватывающая период со второй половины XIV до конца XVI века. Эпоха Возрождения рассматривается исследователями западноевропейской культуры как переход от Средневековья к Новому времени, от феодального общества - к буржуазному. В развитых странах Европы уже на переломе XII и XIII веков в связи с развитием ремесел и торговли, с расцветом городов происходит рост производительности труда. В росте городов проявлялись черты, которые переходили за рамки феодального строя. Расцвет городов сопровождался процессом быстрого накопления торгового и ростовщического капитала, широким распространением товарно-денежных отношений и появлением раннебуржуазных элементов.

В феодальной Европе существовали большие различия в экономическом, политическом и культурном развитии государств, поэтому Ренессанс возникает не одновременно во всех странах. Его колыбелью является Италия, почти весь первый период своего развития Ренессанс был “итальянским явлением". Только с конца XV века Возрождение приобретает общеевропейский характер. То, что именно Италия стала центром складывания культуры Возрождения, имеет историческое объяснение. В значительной степени этому способствовал широкий размах ремесленного производства, торговли и финансового дела. Богатый, процветающий итальянский город стал главной базой формирования культуры Возрождения. Крупное купечество, верхушка пополанства (торгово-ремесленного населения; пополаны от итал. popolo - народ), городская знать сосредоточивали в своих руках огромные богатства.

Аскетизм церковной морали вступал в противоречие с интересами этих городских слоев. В психологии купечества, ремесленных верхов все более отчетливо проступали черты рационализма, расчетливости, смелости в деловых начинаниях, осознания личных способностей и широких возможностей. Складывалась мораль, оправдывающая “честное обогащение”, радости мирской жизни. Росло уважение к земному человеку, который побеждает, принимая мир как он есть, пользуется радостями бытия, наслаждается полнотой жизни. Рост светских настроений, интерес к земным деяниям человека - важный фактор, оказавший влияние на возникновение и формирование культуры Возрождения.

Кроме того, данные городские слои добились и политической власти. В отличие от других государств Европы, в Италии не произошло объединения государства. Самодеятельность третьего сословия ничто не сдерживало, и оно, одержав ряд побед, установило в городах свои порядки. Ярким примером этого является Флоренция - город, сыгравший в культуре Возрождения роль, подобную роли Афин в Древней Греции. Уже в конце XIII века Флоренция покончила с сеньориальной зависимостью от тосканских баронов; дворянство было лишено привилегий и политических прав; управление городом перешло в руки городской коммуны. В итальянских городах был очень высок накал общественных страстей (борьба политических партий, войны, выступления бедноты); никто не мог оставаться в стороне и жить пассивной, дремлющей жизнью. В этих условиях формировались инициативные и энергичные характеры; при этом энергия могла послужить и добру, и злу.

Культура Возрождения основана на двух главных источниках: античное классическое наследие и средневековая культура, оцениваемая, правда, самими деятелями Возрождения как эпоха “тысячелетнего господства варваров". Сам термин “Возрождение” означал духовное обновление посредством возрождения античной культуры. Достижения греческих и римских ученых, философов, поэтов, архитекторов, скульпторов служили образцом, отправной точкой для творцов Возрождения. Знакомству Италии с античным наследием во многом способствовал приток туда эмигрантов из Византии в XIV-XV веках, когда были переведены и изданы произведения древнегреческих поэтов, философов, ученых. Но вместе с тем культура Ренессанса имеет глубокие средневековые корни. Это светские традиции в городской и рыцарской культуре (в литературе, образовании, искусстве).

Таким образом, в эпоху Возрождения в Европе начинает формироваться светская культура. Но Ренессанс не стал еще в полной мере светской культурой. Деятели Возрождения критиковали церковь и ее служителей, переосмысливали некоторые важнейшие идеи и ценности христианской идеологии, но не отказывались в целом от религии. Большинство из них были верующими людьми. Влияние средневековой христианской культуры обнаруживается и в темах ренессансного искусства; много произведений было создано на библейские, религиозные сюжеты.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме

Прикладное искусство
В области декоративного искусства египтяне достигли высокого уровня, о чем свидетельствуют многочисленные предметы, которые уцелели, благодаря засушливому кли­мату, в гробницах и под толщей песка. Использование твердых пород камня характ ...

Этническая и национальная культура
Важным для построения культурной типологии является определение понятий "этническая" и "национальная" культура. Эти понятия нередко употребляются как синонимы. Однако в культурологии они имеют разное содержание. Этниче ...

Коммуникация как составляющая культуры. Механизм коммуникации. Особенности невербальной коммуникации
На протяжении своей жизни люди входят в состав тех или иных социокультурных групп. Каждая такая группа обладает своей микрокультурой. Эти субкультуры основываются на взаимном восприятии своих членов, определяемом их расовой, религиозной, ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация