В течение Древнего царства большое значение получило художественное ремесло. Сосуды из различных пород камня — алебастра, стеатита, порфира, гранита, яшмы; ювелирные изделия из золота, малахита, бирюзы, сердолика и других полудрагоценных камней, а также из фаянсовых паст; художественная мебель из ценных пород дерева — кресла, носилки, палатки, то с инкрустациями из золота, то обитые листовым золотом, деревянные ложа с художественно обработанными костяными ножками; изделия из меди, бронзы, глины — таков лишь краткий перечень тех разнообразных предметов, которые вырабатывались в период Древнего царства. Изделиям художественного ремесла свойственны такие же строгие и простые, законченные и четкие линии, которыми отличается стиль всего искусства этого времени.
Художественное ремесло сыграло большую роль в развитии искусства Древнего царства. С одной стороны, обработка ряда материалов впервые осваивалась именно на изделиях художественного ремесла, показывая тем самым широкие возможности декоративного использования данных материалов; так, красота полированных поверхностей камня и цветных фаянсов сначала была использована именно в ремесле, а затем уже в скульптуре и зодчестве. С другой стороны, ремесленники, тесно связанные с народным искусством, являлись постоянными проводниками его животворящего влияния на произведения профессионального искусства. Среднее царство было временем высокого расцвета художественного ремесла. Усиление роли отдельных номов и общий рост городской жизни обусловили развитие художественного ремесла в различных местах страны. В значительной степени способствовало этому развитию и возросшее в результате захватнических походов богатство знати, а также усилившиеся поступления золота, слоновой кости и ценных пород дерева.
В основном художественное ремесло Среднего царства продолжало раз-вивать формы, найденные мастерами Древнего царства. Однако в целом ряде случаев мы встречаем новые формы. и новые технические приемы. В этом отношении необходимо учитывать ту роль, которую играли тесные отноше-ния Египта с соседними странами — Сирией, Двуречьем, Критом. Находки египетских памятников в Сирии и, наоборот, сирийских и вавилонских памятников в_Египте показывают, каким живым, был обмен между этими странами.
Характерны изменения, происходящие в это время в орнаменте. С одной стороны, растет декоративность: сдержанность узоров времени Аменхотепа П сменяется богатством сложных растительных и геометрических мотивов.
Статьи по теме
Культурное строительство Беларуси после октября 1917 года
Первая мировая война, две революции 1917 года, длительная иностранная интервенция, гражданская война и поиски лучшего пути для создания белорусского национального государства – все это будет далеко не полный перечень исторических событий, ...
Представители русской иконописи
Андре́й Рублёв (около 1340/1350 — 17.10.1428, Москва; погребён в Спасо-Андрониковом монастыре) — наиболее известный и почитаемый мастер московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века. Русской православной церко ...
Нидерландское возрождение
Вершиной нидерландского Возрождения было творчество Питера Брейгеля Старшего, прозванного Мужицким (1525/30-1569). В раннем творчестве – едкая ирония, острая наблюдательность («Кухня тощих», «Кухня тучных»). В начале 60-х годов Брейгель с ...