Искусство Византии

Материалы » Искусство Древнего Рима, Византии, Италии » Искусство Византии

Страница 1

Эпоха средневековья для историка культуры и искусства охватывает период от падения Римской империи до начала эпохи Возрождения. Одним из важнейших центров средневекового искусства была Византия — государство, образовавшееся в 395 г. на основе Восточной Рим­ской империи и просуществовавшее до 1453 г.

В центре внимания визан­тийского художника, как и в античности, стоял человек, воплощенный в образе христианского бога и святых; в его изображении сохранялись правильные пропорции фигуры, тонкая пластика форм, точный рисунок. Но византийский художник подвергал их коренной переработке в соответ­ствии с новыми представлениями о мире и человеке.

Главной задачей византийского искусства было воплощение божественного начала. А его содержание отражало религиозно-философ­ские воззрения слагающегося средневекового общества. Первый подъем византийского искусства приходится на 6 век. Оно достигает блестящего расцвета при Юстиниане I (527—565), когда закла­дываются основы византийской государственности.

В различных областях империи развивалось крупное монументальное строительство. Ведущую роль приобрела архитектура монастырских ансамблей и храмов, отличавшихся разнообразием строительных типов. Трехнефная базилика Сант Аполлинаре Нуово в Равенне (на­чало 6 в.) дает представление о типе продольного ранневизантийского храма, в котором нет еще резкого размежевания мирян и клира. Наиболее совершенный тип центрического храма — церковь Сан Витале в Равенне (526—547 г.). Восьмигранная в основании, она покрыта ку­полом (диаметр 15 м), покоящимся на восьми столбах, и окружена обход­ной галереей, принимающей распор. Цветной мрамор и богатые по ко­лориту сюжетные мозаики покрывают стены и своды церкви.

Потребность в здании, вмещающем массы людей, породила в 5—6 вв. новый тип храма — купольной базилики, наиболее приспособленной к сложному ритуалу богослужения. Культ объеди­нил все виды искусств — архитектуру, живопись (мозаики, росписи, иконы), прикладное искусство (драгоценную утварь, богатое облачение. священников, зрелищность церковного церемониала, многоголосые хо­ры) — в единый грандиозный художественный ансамбль.

Гениальное воплощение новый стиль сооружения получил в храме св. Со­фии в Константинополе (532—537). В его замысле торжествует идея зависимости церкви от императорской власти и вместе с тем могущества христианства.

С усилением роли церковного интерьера формируются новые принципы синтеза искусств. Развивая традиции позднеантичной живописи, визан­тийцы впервые объединили духовное содержание с декора­тивным началом. Была разработана иконография Священного писания — сюжеты, композиции, типы фигур, лиц, атрибуты святых, которые легко воспринимались и запоминались зрителем. Постепенно иконографические типы и композиции превратились в утвержденные церковью каноны.

Излюбленной техникой стенной живописи Византии стала мозаика. Византийцы впервые воспроизводят форму цветом. Они владеют всем богатством красочного спектра, оттенками различной свето­силы и густоты. Редкий образец византийской светской живописи — две большие мозаики на боковых стенах церкви Сан Витале в Равенне (547 г.). Традиция античности проступает в образах четырех ангелов из церкви Успения в Никее.

Страницы: 1 2

Статьи по теме

Происхождение и воспитание культуры в человеке
Слово "культура" произошло от латинского cultura и первоначально имело смысл возделывания, облагораживания земли. Очевидно, что смысл слова "возделанное человеком", "облагораживание" стал одним из главных для ...

Архетип и культура
«Коллективное бессознательное», является отражением опыта прежних поколений, запечатленного в структурах мозга. Этот опыт сохраняется в так называемых культурных архетипах — изначальных представлениях о мире, лежащих в основе общечеловече ...

Ценностные основы искусства эпохи Возрождения
Для эпохи Возрождения характерен культ красоты, прежде всего красоты человека. Итальянская живопись изображает прекрасных, совершенных людей. Художники и скульпторы стремились в своем творчестве к естественности, к реалистичному воссозда ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация