Глина была одним из важнейших видов сырья. Согласно шумерской легенде, боги сделали из глины человека. Она сыграла известную роль в развитии культуры Древнего Двуречья, так как служила главным образом материалом для письма. Своими знаниями истории Двуречья и его соседей мы обязаны в первую очередь глиняной табличке. Таблички разных размеров несут на себе многочисленную информацию о различных сторонах культурной жизни Двуречья.
Строительная деятельность в Двуречье началась очень рано. Первые строения, которые должны были защищать от непогоды, солнца и служить жилищем, были из тростника. Каркас выполнялся из пучков тростниковых стеблей и покрывался циновками. Позже при строительстве стали использовать глину, смешанную с соломой. Так возникли первые, лепившиеся сначала в ручную кирпичи. Их сушили на солнце и обжигали в печах, так что по прочности они не уступали камню. Уже во II тысячелетии для облицовки зданий использовали глазурованный кирпич, цветной или украшенный рельефами. Кирпичи сначала подвергались легкому обжигу, затем из стекловидного волокна на них наносились контуры орнамента и каждая часть заливалась эмалевой краской. После этого кирпич снова обжигали.
Глина широко использовалась и в гончарном деле. Керамика получает развитие со времени оседлости. Сосуды разных форм украшались геометрическими мотивами: волнистыми линиями, штрихами, точками, прямоугольниками. Эти знаки помимо декоративной выполняли еще и коммуникативную функцию: заменяли письмо. Гончаров в Двуречье был еще и скульптором: первые статуэтки “Великой Матери богов" были выполнены, по наблюдению археологов, гончарами. Значительно увеличило производительность труда изобретение форм из обожженной глины, позволившее отливать изделия по шаблонам, сериями. Тематика глиняных изделий была широка: от шумерских фигурок богов до ассирийских крылатых гениев-покровителей с головами коршунов, бородатых воинов, мужчин-рабов и т.п.
Сравнительно рано было известно производство стекла. Наставления о способе его изготовления относятся уже к XVIII в. до н.э.
И тростник, и глина служили человеку от колыбели до могилы: новорожденным одевали на шею глиняные амулеты - обереги, а умерших хоронили на циновках и сооружали из глины гробницы. Тростник использовали и при строительстве, и в быту, делая из него множество плетеных вещей: корзины, ящики, шкатулки, миски, обмазанные глиной, колыбели, сиденья и лежанки, обтянутые кожей. Из тростника делались даже веревки.
Дерево ценилось чрезвычайно дорого в силу своей дефицитности. О деревянных дверях упоминается в особых случаях, в договорах о купле-продаже дома, или в описях приданого. Обычно двери в домах заменялись циновками.
Сельские домики и хижины из тростника и глины можно назвать постройками, но говорить об архитектуре в известном смысле можно лишь в связи со строительством домов горожан.
В зодчестве Двуречья ярко отражались классовый антагонизм и значительные имущественные различия между отдельными слоями господствующего класса. В целом можно сказать лишь о наиболее характерных внешних чертах месопотамского зодчества. Для его технических возможностей определяющим был тот факт, что основным строительным материалом была только глина. До настоящего времени не сохранилось ни одной постройки в своих первоначальных размерах, но по раскопанным фундаментам, по изображению и описанию этих построек, можно приблизительно представить себе, каков был их первоначальный вид. Современные методы позволяют проследить отдельные этапы строительства крупных зданий - дворцов и храмов.
Храмовые сооружения Двуречья делятся на четыре основные типа, которым предшествовал дошумерский храм IV тысячелетия до н.э. Это небольшое прямоугольное святилище с одним жертвенником.
Второй основной тип представлен храмом с местом для очага; у его длинной стены находился обнесенный стеною двор. К третьему типу относится храм, центром которого был двор. Его план представлял собой квадрат со святилищем - целой, где на пьедестале помещалось изваяние бога, которому был посвящен храм. Четвертый тип храма с помещением для очага появляется в новоассирийское время.
Первоначально храмы возводили на искусственно возвышенных террасах, которые позже сменились ступенчатыми башнями - зиккуратами. Эти зиккураты считают еще и гигантскими алтарями, расположенными ближе к богам, на которых приносились жертвы. Жертвоприношение должны были оказывать магическое влияние на присутствующих.
С именем царя Навуходоносора II связывают одно из семи чудес света, получившее название “висячие сады Семирамиды". Остатки этого грандиозного сооружения были обнаружены английским археологом Кольдвеем. Кольдвей же обнаружил и фундамент другого, не менее грандиозного сооружения - памятника вавилонской культуры - знаменитой Вавилонской башни, о которой упоминает библейская книга Бытия. В 498 г. до н.э. башню видел Геродот, древнегреческий историк, и был поражен ее размерами, о чем написал в своих произведениях.
Статьи по теме
Живопись Пскова
Псковская живопись XIV—XV вв., подобно зодчеству, очень оригинальна и почвенна. Эти качества ярко выразились уже в одном из ранних памятников изобразительного искусства XIV в.— росписях собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря ...
Характеристика понятия "культура речи"
Речь - это деятельность общения - выражения, воздействия, сообщения - посредством языка, форма существования сознания (мыслей, чувств, переживаний) для другого, служащая средством общения с ним, форма обобщенного отражения действительност ...
Иркутские "Третьяковки"
В былые времена тех, кто приезжал в Иркутск впервые, удивляло, что здесь, на окраине государства, общественная и культурная жизнь била ключом и не слишком уступала российским столицам, удаленным от байкальских просторов на пять с лишним т ...