Кроме строительства храмов, уже с досаргоновского периода, развивалось и строительство дворцов. Многие из них - даже в развалинах - поражают своими размерами и роскошью. В каждом дворце находились тронный зал, гостевые дворцы, залы, архивы, библиотеки, помещения для прислуги и членов царской семьи, а иногда и школьные помещения со скамьями, мастерские, склады, хранилища. Дворцы Саргона II, Ашшурбанапала, Навуходоносора II представляли собой целые города, окруженные стенами. Внутренняя часть дворца представляла комплекс бытовых помещений с керамическими ваннами, уборные, кухни, хитроумно сооруженные колодцы.
Необходимость в регулярном снабжении водой привела к строительству водопроводов из керамических труб, акведуков (мотов-водопроводов). К гидросооружениям относились также плотины, набережные и каналы.
Обычные жилища горожан были, в сущности, образцом, по которому возводились позже здания дворцов. Такое жилище строилось вокруг двора, на который вели выходы из отдельных помещений. Чаще всего дома строились без окон из-за жаркого климата и по соображениям безопасности. Вместо окон между крышей и стенами оставлялось небольшое пространство для воздуха и света. Жилые помещения располагались в северной части постройки.
До наших дней дошла арка, распространившаяся в архитектуре Европы лишь со времен Александра Македонского, но которая использовалась в домах шумеров как деталь перекрытия ворот.
К особой отрасли строительства следует отнести кораблестроение. Самые древние плавучие средства делались из просмоленного тростника (их заливали асфальтом). Уже в шумерское время корабли различной формы и грузоподъемности, от узких челнов до тяжелых военных кораблей, строили из дерева и по чертежам. В том числе гребные и парусные с одной или несколькими мачтами.
В тех местах, где реки пересекали дороги, строились мосты из камня или асфальта, дерева или металла. Были известны и понтонные мосты из просмоленного тростника.
Применение асфальта разнообразно: он зачастую даже заменял камень. На земле Двуречья камень встречался редко. В основном это были обсидиан, кремень, базальт, алебастр, мрамор, гранит. Их приходилось привозить издалека и изделия из них были крайне дороги. Камень использовали в скульптуре. А поделочные, полудрагоценные и драгоценные камни применяли и в ювелирном деле. Из самоцветов, слоновой кости и перламутра в сочетании с бронзой, серебром, медью и золотом древние мастера изготавливали настоящие произведения искусства.
Издавна металлу приписывалась магическая сила, его называли “даром небес", “силой небес". Особенно это относилось к железу, цена которого была высока. Шумерским чеканщикам были известны самые тончайшие приемы ювелирного мастерства: филигрань, скань, зернь, инкрустация, эмалирование и другие. Страна, обладающая нужными знаниями и средствами для обработки металла, могла оказывать большое экономическое и политическое влияние на своих соседей.
С повышением производительности труда растет обмен товарами внутри общины и между соседними общинами, а с течением времени и с отдаленными областями.
Развитию торговых связей способствовали пути сообщения - караванные дороги и судоходные реки. Мосты и дороги находились под “защитой богов", но, несмотря на это, вдоль всего пути караванов размещались сторожевые посты, служащие еще и для передачи сигналов со сторожевых башен посредством огня. Вдоль дорог рылись колодцы, устраивались искусственные оазисы, использовались и дорожные указатели. Среди торговых документов встречаются путевые схемы и графики, своеобразные путеводители. Товары перевозились на ослах, мулах, лошадях и верблюдах. Телеги и повозки применялись для перевозки людей и больших и тяжелых предметов.
В качестве торгового эквивалента служило серебро.
Художественная культура.
Искусство Древнего Двуречья более динамично. Чем искусство Древнего Египта. Наиболее распространенными жанрами были архитектура, скульптура, декоративно-прикладное искусство.
Зиккураты, высокие ступенчатые башни, символизировавшие постепенное восхождение к богу, обычно ярко раскрашивались: в черный, кирпичный, белый, золотой цвета. Широко использовалась керамическая плитка для облицовки зданий. Но наиболее интенсивно в Двуречье развивалась скульптура: рельефы, монументальная скульптура, мелкая пластика. Пластика отличается декоративностью (инкрустация золотом, медью, драгоценными камнями и дорогими сортами дерева), тонкой работой, высоким мастерством исполнения и отделки. Рельефы отражают наиболее яркие моменты истории и культуры страны: сцены военных походов, религиозные и мифологические сюжеты.
Статьи по теме
Просвещение в Германии
Руссо был одним из тех, кто духовно подготавливал Французскую революцию. Он оказал огромное влияние и на современную духовную историю Европы с точки зрения государственного права, воспитания и критики культуры. Характерной особенностью ис ...
Искусство и архитектура
Античная культура — прежде всего культура человеческого тела. Ярким свидетельством этого является древнегреческая пластика, которая избрала своей основной темой свободно стоящую, ничем не связанную фигуру человека. Развиваясь далее, она п ...
Молодежная субкультура и роль имиджа в образе жизни
молодых людей
Субкультура - это культура группы людей, объединённых специфическими интересами, определяющими их мировоззрение. Под субкультурой понимается система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, которая присуща более мелкой ...