Подготовка речи в зависимости от вида монолога

Материалы » Искусство монолога » Подготовка речи в зависимости от вида монолога

Страница 1

Итак, выбор способа изложения определяется темой высказывания. Значит, приступая к подготовке устного монолога, необходимо прежде всего продумать, о чем мы будем говорить - выбрать тему. Затем надо сформулировать тему будущего выступления, определив ее границы. Если тема уже сформулирована (например, в задании), следует четко осознать ее пределы, чтобы не затронуть более широкий круг вопросов (не расширить предложенную тему) или, наоборот, не упростить, не сузить тему, уделив внимание лишь одной из составляющих ее частей. Определяя тему, мы ставим перед собой конкретный вопрос, на который нам предстоит ответить в своем сообщении. Формулировка темы может быть в виде вопроса, но чаще бывает не в вопросной форме: "Какого человека можно считать истинно красивым? ", "Кому из молодогвардейцев мне хотелось бы подражать и почему? ", "Берегите родную природу", "В жизни всегда есть место подвигу". Независимо от формы, в теме всегда заключен вопрос. Так, тема "Берегите родную природу" содержит вопрос "почему надо беречь природу? ", а тема "В жизни всегда есть место подвигу" - "что такое подвиг? ".

Ответить на поставленный темой вопрос - значит выразить основную мысль всего высказывания. Выражение основной мысли формируется постепенно, в процессе разработки темы. Работа над темой состоит из двух этапов: подготовительного и завершающего.

Подготовительный этап начинается со сбора материала путем наблюдений, расспросов очевидцев, слушания сообщений, работы с книгой, рассмотрения произведений искусства (картин, скульптур, памятников архитектуры и т.д.). Очень важно помнить, что отбирать из увиденного, услышанного, прочитанного следует только то, что связано непосредственно с избранной темой. Собирая материал, надо вести короткие записи (или делать выписки) на отдельных листочках или карточках из плотной бумаги размером не больше почтовой открытки. Записи должны отражать прежде всего содержательную сторону вопроса темы. Но записывать или выписывать нужно и языковой материал: отдельные слова, меткие выражения, сравнения, метафоры и т.п. - все то, что может пригодиться для яркого, образного раскрытия данной темы, а тем самым и выражения основной мысли. Записи, сделанные при сборе материала, являются только рабочими материалами к теме. Продолжая работу над темой, надо сгруппировать рабочие материалы по подтемам и расположить в определенной последовательности. Эта часть подготовительной работы называется систематизацией материала. Процесс систематизации завершается составлением плана. Для устного выступления можно ограничиться лишь набросками плана - рабочим планом. Рабочий план нужен выступающему: он подсказывает, о чем и в какой последовательности говорить.

Завершающий этап подготовки устного выступления включает окончательный отбор языковых средств и главное - определение необходимых в данном случае элементов интонации: надо выбрать общий тон (он должен соответствовать основной мысли высказывания), продумать, как расставить логические ударения, какие части высказывания разделить паузами и какова должна быть длительность каждой паузы, определить темп выступления в целом и отдельных его частей. В заключение можно записать будущее выступление, а затем воспроизвести его. При этом не следует читать написанное с листа или наизусть. Надо проговорить, то есть передать содержание средствами живой, устной речи с присущими ей особенностями, предполагающей непосредственный контакт со слушателями и рассчитанной на слуховое восприятие содержания. И даже в тех случаях, когда устный монолог подготовлен заранее и записан, то в момент произнесения непосредственное общение со слушателями будет влиять на речь рассказчика: появятся слова и сочетания, которых не было, а также повторы, свободнее станет порядок слов в предложении, увеличится количество вводных слов, появятся формы непосредственного обращения к слушателям.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме

Парадная Опочивальня Александры Федоровны
Парадная опочивальня Александры Федоровны находилась в северной части садовой анфилады бельэтажа и входила в женскую жилую половину комнат. Она была расположена на месте Диванной, отделанной Л. Руска в 1809. Диванная была «обита гродетуро ...

Скульптура второй половины XIX века
Кризисное положение архитектуры второй половины XIX в. неизбежно влечет за собой кризис скульптуры. В эпоху эклектического "бесстилия" распадается былой синтез искусств, почвой которого является архитектура. Традиции монументаль ...

Характеристика эпохи
«На протяжении нескольких тысячелетий на огромной территории, условно обозначаемой как Дальний Восток, развивалась яркая и самобытная культура, оставившая выдающиеся произведения человеческого гения в литературе, философии, изобразительн ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация