Подготовка речи в зависимости от вида монолога

Материалы » Искусство монолога » Подготовка речи в зависимости от вида монолога

Страница 2

Для выступающего очень важно научиться контролировать себя в момент говорения, видеть, чувствовать реакцию слушателей (понятно ли им, интересно ли слушать), а почувствовав непонимание, на ходу, не прерывая речи, изменить форму выражения: повторить ту же мысль другими словами, усиленной интонацией, может быть, более медленным темпом. При этом моменты продумывания и произнесения почти совпадают.

Такое свободное владение устной монологической речью не может появиться стихийно, а вырабатывается путем систематических упражнений, выработкой комплекса конкретных умений и навыков, о которых уже говорилось ранее.

Устный монолог распространен во всех функциональных стилях речи. Для разговорного стиля - это непринужденный рассказ, повествование о пережитом, увиденном или услышанном; для научного стиля - это сообщение и доклад; для публицистического - выступление на собрании или дискуссии; для официально-делового - информация и отчет. Рассмотрим особенности названных разновидностей и приемы их подготовки.

Устный рассказ, повествование - это небольшое по объему произведение, в основе которого лежит какое-то событие, случай из жизни человека (реже - животного). Это может быть событие, пережитое самим рассказчиком, либо увиденное, услышанное им происшествие. Особенность устных рассказов в том, что они "создаются" при условии непосредственного контакта рассказчика со слушателем. Если случай, о котором повествуется, произошел с самим автором, то рассказ ведется от первого лица. Устные рассказы всегда эмоциональны. Желание рассказать о пережитом или о том, что поразило наше воображение, всегда бывает вызвано переполняющими нас чувствами (эмоциями). Передать эти чувства, выразить свое отношение к пережитому, увиденному, услышанному средствами звучащей речи - в этом основная задача рассказчика. Устный рассказ - жанр разговорного стиля. Поэтому в устном повествовании много употребляется разговорной лексики, частиц, междометий, не очень строгий порядок слов, есть повторы, отмечается разговорный стиль произношения некоторых слов (особенно в речи героев). Устный рассказ будет ярким, живым только в том случае, если автор умело использует в повествовании кроме элементов разговорного стиля средства устной речи: тембр (тон) для выражения своего отношения, изменением темпа речи подчеркивает детали содержания, а в необходимых случаях усиливает впечатление при помощи мимики и жеста. Рассказ об услышанном происшествии может передаваться и от третьего лица, сведения о котором следует дать во введении к рассказу. В повествование могут быть включены элементы описания.

Классическим образцом устного рассказа являются миниатюры авторов и исполнителей, например Ираклия Андроникова.

В процессе развития устной монологической речи, особенно на начальном этапе, определенную роль играет пересказ - воспроизведение прочитанного текста в устной форме. Пересказ знакомит учащихся с образцовыми текстами. В процессе подготовки к пересказу обогащается словарь, вырабатываются навыки уточнения темы, определения основной мысли, выделения составных частей, усваиваются приемы подготовки к устным высказываниям - составление плана и рабочих материалов.

Простейшей разновидностью пересказа является пересказ, близкий к тексту - подробный. Цель подробного пересказа - закрепить в памяти содержание прочитанного, усвоить последовательность изложения событий (или логику описания). Легче всего усваиваются повествовательные тексты. Затем, усложняя задачу, следует в пересказ вводить элементы описания и рассуждения. Чтобы пересказ был действенным средством развития связной речи, нельзя допускать механического запоминания и воспроизведения текста. Необходимо тщательно анализировать весь текст, выделять составляющие его части, составлять план, записывать отдельные слова и сочетания, выясняя их значения, запоминать образные выражения. Однако, пересказывая текст, надо стремиться вносить элементы творчества - приближать пересказ к естественной речи, к рассказыванию, использовать для этого интонацию, мимику, жест. Таким образом, в подробном пересказе основная мысль должна выражаться в форме, предельно близкой к авторской, а рассказчик должен стремиться воспроизвести содержание текста в его устном варианте.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по теме

Пирамиды фараонов IV династии
Ломаная пирамида Ломаная пирамида- египетская пирамида в Дахшуре, возведение которой приписывается фараону Снофру (XXVIв. дон.э.) (Приложения, рис.3) Для объяснения нестандартной формы пирамиды немецкий египтолог Людвиг Бурхардт (1863-1 ...

Эллинистическое искусство
Александрийским библиотекарем был Каллимах (ок. 310—240 до н.э.). Каллимах считался законодателем эллинистической поэзии. Его поэзия, изящная по форме и изысканная по языку, создавалась для избранного круга знатоков и явилась образцом для ...

Архитектура, скульптура, живопись
Ведущими архитектурными сооружениями в Греции классического периода были храмы, театры, булевтерии. В V в. до н.э. возникает планировка городов. Основным архитектурным сооружением оставался храм. Он был прямоугольной формы. Крышу на опред ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация