♦ Ковры
Ковер на Востоке — это не только произведение искусства, характерное для того или иного племени или этнической группы, но и предмет повседневной жизни. Мягкий и красочный, он встречается повсеместно; в мечетях он — неотъемлемая часть совместных ритуальных молитв; в частном жилище на коврах, расстеленных на разного типа матрацах и подушках, спят, едят, принимают гостей, собираются на интимные встречи и по случаю торжеств.
Оригинальность настоящего ковра в том, что его не ткут на станке, а вяжут в ручную: к натянутым нитям основы руками привязывают короткие куски шерстяной или шелковой нити, и главное заключается в том, каким типом узла воспользоваться. Турецкий узел, называемый герде, отличается от персидского (сеиех) тем, то в нем короткие шерстяные или шелковые нити переплетаются с двумя соседними нитями основы, тогда как в персидском узле эти нити переплетаются лишь с одной из двух.
Сложно точно указать место, откуда пошли ковры.
Как правило, различают два типа анатолийских ковров:
ковры с геометрическими рисунками и эмблемами, идущие бесспорно от традиций тюркских кочевников; среди них есть ковры, которые различают по присвоенным им именам знаменитых европейских художников (Лотто, Гольбейн, Мемлинг, Кривелли), поскольку эти ковры фигурируют на их полотнах;
ковры, рисунок на которых заимствован из других источников, например из архитектурной декорации и, позднее, из книжного оформления; среди них, конечно, Ушак и другие ориентированные на продажу ковры с узорами, звездами, рисунками «чии-тамапи» и фигурами, называемыми «птичьими».
Наконец, рядом с настоящими коврами есть и так называемые килим или сумак (тканые, а не вязаные ковры).
•Текстиль
Начиная с XVI в. отмечается бурный рост текстильного производства. Его основные центры — Бурса и Стамбул, где кроме льняных производят и шелковые ткани. Шелк издавна привозится из Персии, но в конце концов в районе Бурсы удалось акклиматизировать шелкового червя. Указами султана строго регламентируется производство сырья и ткани (вес пряжи, ткани и цены на них). Помимо обычных шелковых тканей выпускаются высшие сорта шелка — парча (серасер, серепки зербафт), лампас (кем-ха) и бархат (кадифе), вышитые золотой и серебряной нитью, с растительным декором, иногда на красном фоне, величественный характер которых особенно смотрится в простом крое кафтанов, которые мужчины и женщины носят поверх другой одежды. В повседневной жизни обычно носят шерстяные вещи.
Декоративное украшение тканей
Рисунок на текстильных изделиях мало отличается от того, что можно увидеть на архитектурных сооружениях и керамических изделиях:
цветы занимают основное место: розы, гвоздики, лютики, цветки граната, жимолости и, особенно, тюльпаны. Не редко встречаются разные цветущие деревья с длинными ветвями, чаще кипарисы;
в стиле композиций заметно китайское влияние, а именно такие сюжеты, как чинтамани (три соединенные в форме треугольника жемчужины) и «губы Будды» (две волнообразные линии).
•Керамика
Керамическая облицовка часто украшала дворцы сельджукидов и первые османские сооружения в Бурсе и Эдирне, но настоящий расцвет керамики начался в конце XV в. в мастерских Изника. Помимо облицовки стен (михраб, купола, портики и минареты мечетей, надгробия, дворцы и медресе), керамика ипользуется при производстве разных мануфактурных изделий: блюд, тарелок, мисок, чашек, раковин, кувшинов, сосудов для воды, кубков, подсвечников, письменных приборов и чернильниц.
Цвета керамики
Статьи по теме
Философия как особая форма духовной жизни
Поскольку духовная жизнь общества порождается все-таки жизнью материальной, то и ее структура во многом схожа последней: духовные потребности, духовная деятельность. Известно, что духовный опыт человечества проявляет себя в трех основных ...
Привозные литейные иконы
Меднолитная пластика – кресты, иконы и складни – это крупное национальное явление русской художественной культуры. В Древней Руси обязательной принадлежностью каждого христианина являлся крест, он сопровождал его с рождения до самой смерт ...
«Демониана» Врубеля
Как ни велико значение «Демона сидящего» для самого М.Врубеля – это для него лишь преддверие, предчувствие Демона настоящего. Это полотно стало только началом работы Врубеля над его «Демонианой». Хотя задуманная тетралогия так и не был на ...