Крупнейшие мастерские Османской империи — в Дамаске, на Родосе, в Стамбуле и Изнике — использовали очень богатую кремнием землю, что способствовало развитию производства глазурованных изделий и позволяло наносить на них приятный орнамент. После обжигания в печи заготовка приобретает вид керамики глубокого белого цвета, приятной на ощупь и очень яркой. Палитра цветов со временем постепенно обогащается:
1480—1520 гг., голубой кобальт на белом фоне, позднее с добавлением штрихов турецкой сини (тюркуаз);
около 1530 г., появление пастельных тонов очень нежного оттенка: зеленой липы, нежно-лилового, марганцевого фиолетового, обведенного черным, нежной зелени баклажана (так называемые дамасские изделия);
к 1555—1557 гг., появление знаменитого «красного из Изника» — томатный красный цвет варьирует оттенками от кораллового до кирпичного. Производство керамики достигает своего апогея (она широко используется при строительстве мечетей Сулеймана Великолепного, Рустема-паши и Соколлу Мехмед-паши в Стамбуле).
Если мастера из Изника прославили керамику в XVI в., то мастерские Кютахьи и Текфур Сарая (основанные в 1718 г.) продолжат их традиции, хотя, пожалуй, и не достигнут того же уровня. Тем не менее этот вид искусства сумеет остаться востребованным. Именно керамика, конечно, наряду с анатолийскими коврами — это то, что открыло иностранцам глаза на изысканность, художественное и техническое мастерство в османской цивилизации.
Что касается декора, то первые «бело-голубые» расцветки были навеяны китайским фарфором, позже возникли другие мотивы: арабески и изображения облаков в форме бантиков, угловатые надписи, тонкая вязь в форме спирали. В многоцветном рисунке господствует растительный декор, со знаменитым мотивом «четыре цветка» (тюльпан, гвоздика, гиацинт, шиповник; иногда роза), а также листьев саз, или зубчатой и курчавой пальмы. Во второй половине XVI в. начинают появляться изображения персонажей, животных (лошади, птицы .), а также морских кораблей, которые все чаще встречаются на более поздних изделиях.
♦ Металлургия и обработка дерева
Работа с металлом делится на два вида: утилитарный и декоративный.
Первый вызван необходимостью большого количества оружия и доспехов для османской армии (ятаганы, кривые сабли, кинжалы, щиты, шлемы, пистолеты, ружья, конская сбруя, уздечки), которые тщательно выделываются и украшаются; нужны также решетки для дверных и оконных проемов и ключи. Для нужд повседневной жизни развито производство металлических сосудов и подносов самой разнообразной формы, а начиная с середины XVII в. предметы домашнего обихода делают еще и из луженой меди (лампы, зеркала, чернильницы, ящики для Корана, кадила и т.д.); на многих предметах отчеканены имена производителей и собственников, а также дата изготовления.
Большим спросом при османском дворе пользуются предметы интерьера и просто изящные вещицы. Выполненные из золота и серебра, они часто инкрустируются драгоценными камнями.
При обработке дерева предпочтение отдается инкрустации деревянной мозаикой, нежели резьбе. Тем не менее есть мастера резьбы по слоновой кости, их изделия отличаются тонкой изящной работой — статуэтки, зеркала, перьевые ручки, перочинные ножи, подставки для заточки перьев (макта), ложки .
♦ Стекло
Несмотря на то что Османская империя включает в себя территории, известные в истории своими традициями в стекольном деле — особенно Сирия и Египет, — османы мало что сделали в этой области. В XVI в. стекло в основном импортируется из Венеции, в первую очередь это цветное стекло, которое используется для витражей крупных мечетей. Известно, что в 1569 г. венецианский посол при османском дворе Марк Антонио Барбаро привез из Венеции в Стамбул 900 ламп для мечетей. На протяжении XVII и XVIII вв. привозимое из Европы стекло (особенно богемское) остается в большой моде. Вместе с тем, в самом Стамбуле есть стеклодувная мастерская, открытая, вероятно, в XVI в. (книга записей султанского дворца за 1534 г. свидетельствует о существовании стекольной мастерской во дворце Топкапы.)
Статьи по теме
Критический реализм в литературе и искусстве Франции, Англии, США
1.
Реализм – направление в искусстве, ставящее своей задачей правдивое отражение действительности в ее типических чертах.
2.
Реализм – художественный метод, основанный на правдивом изображении наиболее характерных явлений жизни.
3.
Р ...
Культура Крыма
В Крыму издавна обитали люди, относящиеся к самым разным этническим группам и народностям: киммерийцы и тавры, скифы и сарматы, греки и римляне, хазары и протоболгары, печенеги и половцы, византийцы и итальянцы, татары и турки, караимы и ...
Жизненный круг семьи
У русского крестьянина не существовало противопоставления одного жизненного периода другому. Жизнь для него была единое целое. Такое единство основано, как видно, не на статичности, а на постоянном неотвратимом обновлении.
Разрыв в цепи ...