Венеция, сумевшая сохранить свою независимость, дольше хранит верность традициям Ренессанса.
Джорджио Барбарелли да Кастельфранко, по прозванию Джорджоне (1477-1510), первый в Венеции обратился к литературным и мифологическим темам. Объектом поклонения для него были пейзаж, природа и прекрасное нагое человеческое тело. Его лучшие произведения были исполнены в масляной технике. В картине «Гроза» Джорджоне изображает человека как часть природы. Он владеет тонкой и богатой палитрой. Изображение «Спящей Венеры» изящно, свободно и не лишено чувственной прелести. Но лицо целомудренно строго, в сравнение с ним Тициановские Венеры кажутся языческими богинями.
Тициан Вечеллио (1477?-1576) создал произведения и на мифологические и на христианские сюжеты, работал с портретом. Около 1520 года герцог Феррарский заказывает ему цикл картин, в которых Тициан воспевает античность, воплощает дух язычества: «Вакханалия», «Праздник Венеры».
Тициан много пишет на мифологические сюжеты. В 1545 году появляется его первый вариант «Данаи». Даная соответствует античным идеалам красоты. Толкование образа несет в себе плотское, земное начало, выражение простой радости бытия.
К концу жизни Тициана его творчество претерпевает изменения. Он ещё много пишет на античные сюжеты, но всё чаще обращается к христианским темам мучинечств, в которых языческая жизнерадостность сменяется трагическим мироощущением («Бичевание Христа», «Оплакивание»).
В конце XV века в Венеции уже очевидны черты надвигающейся новой эпохи в искусстве. Это видно в творчестве двух крупнейших художников Паоло Веронезе и Якопо Тинторетто.
Паоло Кальяри, по прозвищу Веронезе (1528-1588) суждено было стать последним певцом праздничной Венеции XVI века. Он чаще пишет большие картины маслом на холсте, алтарные образа для церкви. Всё что он написал это огромные декоративные картины праздничной Венеции, где нарядная венецианская толпа изображена на фоне венецианского архитектурного пейзажа.
Трагическое мироощущение проявилось в творчестве другого художника – Якопо Робусти, известного как Тинторетто (1518-1594). Он был прекрасным колористом. Его многочисленные произведения, в основном на темы мистических чудес, полны беспокойства, тревоги, смятения. Уже в первой известной картине «Чудо святого Марка» он представляет фигуру святого в сложном ракурсе, а людей в состоянии такого бурного движения, которое было бы невозможно в искусстве Высокого Ренессанса в его классический период.
Многие работы Тициана пронизаны ощущением одиночества, поглощенности человека пространством, чувством ничтожности человека перед величием природы, что глубоко чуждо гуманистическому искусству Высокого Возрождения.
Статьи по теме
Признание и известность Сергея Бондарчука
Известность пришла к Бондарчуку после исполнения им заглавной роли в фильме «Тарас Шевченко» (1951, режиссер И.А. Савченко, Государственная премия СССР, 1952, приз за лучшую мужскую роль на Международном кинофестивале в Карловых Варах, 19 ...
Иконописцы и иконописные мастерские Тюмени
Как говорилось ранее, наряду с Тобольском иконопись развивалась и в других городах Сибири. В 1711 переписными книгами Тюмени как мастеровые люди-иконописцы отмечены М.Ф. Стрекаловский, и конный казак Кательников. Кроме того, в Тюмени икон ...
Искусство Мезолита
Среди памятников культуры мезолитического населения Европы особое место принадлежит наскальным изображениям испанского Леванта (словом «Левант» обозначается в настоящее время восточное побережье Средиземного моря). Левантийские наскальные ...