Одной из важнейших речевых целей устных выступлений, наряду с сообщением конкретной информации и созданием определенного настроения, является убеждение, т.е. целенаправленное воздействие на взгляды и мнения слушателей.
Убеждение – ключевой момент в деятельности таких ораторов, как юристы, политики, врачи, педагогики, агитаторы, проповедники, рекламные агенты, менеджеры. Даже в речах информационных и эмоциональных почти всегда имеет место заметный элемент убеждения.
Убеждение становится возможным лишь тогда, когда слушатель доверяет оратору как личности (фактор авторитета), во – первых, и конкретно высказываемым им идеям, во – вторых. Авторитет оратора в свою очередь есть результат как длительного знакомства его со слушателями, наполненного взаимно – позитивным содержанием, так и положительного впечатления, произведенного на публику во время речи. Последний определяется личными поведенческими качествами оратора – обаянием, артистизмом, уверенностью, дружелюбием, искренностью, объективностью, заинтересованностью предметом речи и умением с его стороны правильно учитывать социально – психологические свойства аудитории, ее речевые роли и речевые цели.
Основные параметры анализа аудитории следующие:
1. Число слушателей и их расположение в помещении. Если зал не заполнен, попросите присутствующих подсесть к вам ближе.
2. Социальный состав аудитории с выделением ключевых групп, т.е. тех для кого вы в первую очередь собираетесь говорить.
3. Распределение слушателей по полу и возрасту.
4. Особые интересы адресата, его характер, воспитание, образование, вкусы, симпатии, антипатии и запретные темы.
5. Причина сбора людей и план их дальнейших действий в связи с вашим выступлением.
6. Интересы и потребности друзей и противников ваших слушателей.
7. Возможные вопросы со стороны слушателей.
8. Как, когда и где будут ваши слушатели использовать вашу информацию или сообщенный вами духовный импульс.
9. Кто еще будет выступать вместе с вами перед данной аудиторией.
10. Готовы ли вы поддерживать связь с теми, кто пожелает ее с вами установить.
Все виды устной деятельности требуют оперативного учета речевых ролей и соответствующих им речевых целей участников речевого события. Речевые роли имеют иерархию трех основных уровней:
1. Статусные речевые роли – проекции социальных ролей собеседников, действующих на длительном временном отрезке, т.е. такие, которые заведомо не изменяется в процессе данного речевого события, а их основа – социальные роли.
2. Ситуационные речевые роли, действующие на протяжении речевого события и исчерпывающиеся с его окончанием.
3. Мгновенные речевые роли, неоднократно меняющиеся в процессе общения как диалогического, так и монологического.
Речь достигает своей цели лишь тогда, когда слушатель доверяет оратору. Слушателям не главное, что скажет оратор. Они хотят получить заряд энергии, которая поддержит их на жизненном пути. Поэтому оратор должен не жалеть энергию, а делиться ею с окружающими. Также оратор должен быть убежден в той идее, с которой выступает перед аудиторией. Оратор должен быть актером, и как каждый актер знать "Систему Станиславского".
Первое, что должен сделать оратор, готовясь к выступлению, - определить свою сверхзадачу и задачи, которые помогут воплотить ее. После разработки задач необходимо создать образ (в котором Вы предстанете перед аудиторией): манеры говорить, жесты, мимику, характер.
Выступление должно начинаться задолго до выхода на трибуну и завершаться намного позже ухода с нее. Выступление состоит из трех частей: вступления, доказательства и заключения. Вступление должно включать в себя краткое содержание той идеи, правильность, которой будет доказана во второй части речи. Существуют различные виды вступления. И его выбор зависит от сверхзадачи и аудитории, в которой оратор выступает.
Основная часть выступления - доказательство. Оно может быть логическим, когда оратор логически доказывает аудитории правильность идеи. Информационное доказательство опирается на фактический и справочный материал. Эмоциональное доказательство требует от оратора большой самоотдачи и актерского мастерства. Иногда правильность идеи удобно подтверждать путем ссылки на авторитеты отсылочное доказательство.
Статьи по теме
Псковская школа
Псков был древним городом, центром земли северных владений. Как и Новгороду ему удалось избежать татарского ига, что способствовало сохранению накопленной им традиции и ее расцвету в 14-15 веке. Реальная власть принадлежала в отличие от М ...
Романтический балет
К моменту установления мира в Европе (1815) выросло новое поколение, мало интересовавшееся прошлым. То, что было присуще предшествующей эпохе, забывалось, родилась новая эстетика романтизма, которая распространилась на все искусства. Ром ...
Письменность и наука
Я думаю, что появление письменности оказало решающее влияние на развитие науки. Трудно себе представить развитие таких научных дисциплин, как химия, физика, математика, биология и др. без письменности. Если бы не существовало письменности ...