Несомненно, что мир духовных ценностей и сфера хозяйственной, экономической жизнедеятельности взаимосвязаны. Очевидно, что одни и те же хозяйственные формы по-иному работают в различных социокультурных условиях. Хозяйственная деятельность, как и любая иная, всегда протекает в культурном контексте, даже если он не осознается.
Можно проследить доминирование двух традиций в осмыслении феномена "хозяйственной культуры". Суть первой из них вполне отчетливо прослеживается в романе Д. Дефо "Робинзон Крузо". Главный герой, рассуждая о значимости человеколюбия и христианского сострадания в повседневной жизни, почти всегда "уравновешивает" их выводом, что благодарность не принадлежит к числу добродетелей, свойственных человеку, а в своих поступках люди руководствуются не столько принятыми на себя обязательствами, сколько корыстью. Нечто аналогичное прослеживается и сегодня, особенно в литературе социально-экономического плана. За пространными рассуждениями о культуре в сфере производства, распределения и потребления, об "аграрной и маркетинговой культуре", значимости экономического просвещения, - исчезает духовное измерение хозяйственной деятельности, а человек превращается в "физическое" или "юридическое" лицо. Культурный потенциал хозяйственной жизнедеятельности фактически отождествляется с ее нормативной стороной, с максимальным проявлением рациональности. Иногда при этом подчеркивается роль "внеинституциональных" аспектов экономики (символов, традиций и т. п.), но и они рассматриваются как факторы реализации макро и микроэкономических законов.
А. Смит полагал естественной склонность человека к торговле, к обмену одного предмета на другой. В экономическом учении он отстаивал идею, что человеку от природы присущ эгоизм и стремление к личной выгоде, преследуя которую, он способствует интересам всего общества. Моральность сводится к социальной целесообразности, а культура уподобляется механизму социально-экономического выживания. Культура вообще, и в хозяйственной сфере в частности, сводится к нормам и технологиям, обеспечивающим оптимальное использование ресурсов (человек здесь тоже "ресурс", "физическое лицо") ради получения наибольшей пользы или удовольствия (удовлетворения потребностей). Предполагается, что духовное развитие наилучшим образом обеспечивается цивилизованной экономикой ("хозяйственной культурой"), что далеко не бесспорно.
Этой традиции противостоит другая, чаще всего выражаемая философами. В ее свете хозяйственный порядок всегда включает в себя компоненты, содержание которых существенно важнее экономических - это нравственные идеалы, религиозные представления о смысле человеческого существования, эстетические и художественные каноны. Цель экономики и заключается в служении этим подлинным ценностям, так как их существование первично по отношению к хозяйственной системе. Так, С.Н. Булгаков в книге "Философия хозяйства", отмечал что "всякая хозяйственная эпоха имеет свой дух, и в свою очередь, является порождением этого духа, каждая экономическая эпоха имеет свой особый тип "экономического человека", порождаемый духом хозяйства ."[1]. Экономика не может рассматриваться как цель, она - лишь средство, и ее организация должна максимально служить духовному развитию человека. Смысл хозяйственной деятельности Булгаков видит не в удовлетворении материальных потребностей человека, а в приближении Царства Божьего с его идеалом любви. Аналогичную позицию можно обнаружить и в работах нерелигиозных мыслителей (Э. Фромм). Хозяйственно-производственная деятельность способна обрести духовно-творческую, культурную значимость тогда, когда она выступает проявлением духовного развития общества. [8]
Любая деятельность человека так или иначе связана с понятием культуры. Ответственность, как неотъемлемое условие компетенции специалиста должна являться обязательным элементом его личной культуры, прежде всего как человека.
К сожалению, ситуация в России сегодня такова: максимализация дохода и пользы, как ведущий принцип экономической деятельности, постоянно вступает в противоречие с установкой на духовную самореализацию людей. Стремление к выгоде, практицизму часто способствуют отделению норм должного от установки на накопление и удовлетворение утилитарных потребностей. Чаще на первый план выдвигается практицизм и равнодушие к ценностным идеалам, которые приобретают формальный характер. Человеческие отношения подчиняются движению товаров и денег, где к людям относятся как к вещам.
Статьи по теме
Александр Иванов
Над всеми художниками 30—40-х годов, работавшими как в академической, так и в неакадемической живописной системе и постепенно приближавшимися к реалистическому мировосприятию, возвышается фигура Александра Андреевича Иванова (1806—1858) — ...
Архитектура Нового Царства XVIII—XX династии
Источником сведений о гражданской архитектуре Нового царства может служить новая столица правителя Аменхотепа IV (1400 год до н. э.) Эль-Амарна, развалины которой сохранились до наших дней. Дома простых горожан были бедными. Дом состо ...
Наука и образование
В Индии насчитывается более миллиона (1047.7 млн. чел. – 2003 г.), из них грамотно 52% взрослого населения. Начальное и неполное среднее образование, которым охвачено 92% детей в возрасте от 7 до 14 лет, - бесплатное. Развито высшее и сре ...