Новый расцвет монастыря начался с воцарением Романовых. Уже после вступления на престол Михаила Федоровича монастырь был восстановлен и вновь стал действующим, а при Алексее Михайловиче и Федоре Алексеевиче он был превращен в царское богомолье. В дар Новодевичьему монастырю были переданы многочисленные вотчины и драгоценности.
При царевне Софье Алексеевне здесь развернулось новое грандиозное строительство. Практически весь ансамбль монастыря, за исключением старого собора, стен и Ирининых палат, выполнен в новом для того времени стиле московского барокко. За очень короткое время появились высокая колокольня (приписываемая зодчему Якову Бухвостову), надвратные церкви на северных и южных воротах, трапезная палата с Успенским храмом, а также два жилых корпуса для сестер Софьи - царевен Марии и Екатерины. Царевна Софья после прихода к власти Петра I была в 1689 году заключена в Новодевичьем монастыре и пострижена в 1698 году под именем Сусанны. Она прожила здесь до 1704 года. Софья - не единственная знатная узница этого монастыря. Сюда же из Суздаля при Петре II перевели Евдокию Лопухину, первую жену Петра I. Вообще монастырь был "знатным" - послушницы и монахини его были все из дворянских богатых семей, и при поступлении сюда жертвовали свои богатства в монастырь. При Петре I управление монастырскими делами перешло в ведомость Преображенского приказа, Новодевичий постоянно находился под охраной солдат.
В 1724 году при монастыре был открыт приют для девочек-подкидышей на 250 человек. Девочек обучали плетению голландских кружев мастерицы, выписанные Петром I из Брабанта. Во время Отечественной войны 1812 года Новодевичий монастырь был захвачен французами и использовался в качестве хранилища армейского провианта. Для укрепления обороны монастыря был создан внутренний вал у северной стены, а также уничтожена церковь Иоанна Предтечи.
Когда французы подожгли монастырь и ушли, монахини во главе с казначеей Саррой успели загасить не разгоревшийся огонь. Имена этих женщин позже были вписаны в памятную книгу героев-участников Великой отечественной войны. Часть сокровищ успели вывезти в Вологду и спасти от расхищения.
Восстановление пострадавших зданий началось после изгнания захватчиков, в XIX веке.
Очень примечателен некрополь Новодевичьего монастыря. У апсид Смоленского собора сохранилась могила первой здешней игуменьи Елены (умерла 18 ноября 1548 года), в самом соборе похоронены женщины царской фамилии. В старой части некрополя, расположенной между храмами, лежат рядом ученые, писатели, поэты, просто члены знатных семей. Среди похороненных такие громкие имена, как А.П. Чехов, Д.В. Давыдов, А.С. Уваров (археолог), Одоевские, Волконские и другие. В 1898-1904 годах было принято решение расширить кладбище, и новая часть, вынесенная за пределы монастыря, была обнесена оградой по проекту архитектора И.П. Машкова. Сейчас там находятся могилы множества видных советских деятелей. Старое же кладбище в советское время сильно пострадало: были ликвидированы многие могилы, за исключением писательских и деятелей науки и культуры.
Судьба Новодевичьего монастыря сильно изменилась в начале ХХ века.
В 1922 году монастырь был закрыт, и новые хозяева начали с того, что открыли в нем "Музей раскрепощения женщины". В 1926 году его преобразовали в Историко-бытовой и художественный музей (филиал ГИМа). Часть зданий отдали под немузейные нужды: в кельях разместили ясли, общежитие Наркомпроса, прачечные, в трапезной устроили гимнастический зал. С 1939 по 1984 годы в монастыре жил и работал знаменитый историк-реставратор П.Д. Барановский. В 1992 году здесь была установлена мемориальная доска с его именем. Тем не менее, с 1980 года в Новодевичьем монастыре размещается резиденция митрополита Крутицкого и Коломенского. А в 1994 здесь снова был учрежден женский монастырь. Монастырской общине были переданы не все здания - часть их осталась в ведении музея, в том числе древний Смоленский собор, ровесник монастыря. С 1995 года в Смоленском соборе проводятся службы по престольным праздникам.
Статьи по теме
Древнерусская литература
Появлению письменной литературы на Руси предшествовало развитие фольклора. Песни, былины, пословицы, сказки, плачи-причеты, загадки и легенды долго жили в народной памяти, Особо следует сказать о таком эпическом жанре, как героический был ...
Людмила Норсоян. Коллекция "Жанна Д'Арк"
Простота - вот как можно одним словом описать коллекцию Людмилы Норсоян. Ничего сложного: четкие линии, строгие модели, никаких излишеств. Коллекция основана на современном подходе, сегодня человек свободен, независим, но по прежнему безз ...
Тобольская иконопись
Начало собственно сибирского систематического иконописания связано с организацией Сибирской епархии с центром в г. Тобольске в 1620 году. Первый Тобольский и Сибирский архиепископ Киприан (Старорусенков), бывший архимандрит Новгородского ...