2. С появлением письменности на Руси появляются рукописные книги. С начала XI века на Руси ведется летописание.
3. Русью была воспринята византийская иконопись, фресковые росписи, искусство мозаики. У восточных славян изобразительное искусство находилось в зачаточном состоянии, почти на уровне греческой архаики. Однако уже в конце Х века в Киеве появились росписи высокого класса (в Десятинной церкви), а в середине XI века киевская живопись могла спорить с византийской. Конечно, главную роль играли греческие художники, но появились и русские мастера (Алимпий).
4. В музыке христианство открыло дорогу величественным хоровым песнопениям. Они производили не меньшее впечатление, чем европейский орган. Он не был принят русской церковью. Древнерусскими напевами увлекались в дальнейшем крупнейшие русские композиторы П.И.Чайковский (1840 - 1893) и С.В.Рахманинов (1873 - 1943).
5. С конца Х - начала XI века на Руси появляется монументальная каменная архитектура. Из Византии были заимствованы принципы каменного строительства и крестово-купольный тип храма.
6. При князе Владимире (980 - 1014) на Руси были созданы первые школы, первые учебные заведения. В школах давались знания по философии, риторике и грамматике. А для продолжения и углубления образования, а также для самообразования служили библиотеки.
7. При Ярославе Мудром (1019 - 1054) возникает русское монашество и монастыри, которые играли роль своего рода культурных центров. В домонгольский период на Руси существовало до 70 монастырей. Первый из них - Киево-Печерский был основан в середине XI века (в 1051 г.). Вместе с принятием монастырского устава при монастырях образуются библиотеки. Монастыри были своего рода университетами. Князья и цари ездили сюда не только для молитвы, но и для совета - нередко тут были самые знающие соотечественники. В монастырях велось летописание, переписывались книги (это считалось самым богоугодным делом), писались иконы.
8. При Ярославе Мудром был создан свод законов государства "Русская правда", а также ряд других письменных уставов.
Таким образом, Русь оказалась восприимчивой к культурным движениям высокоразвитых народов. И уже в XI веке Киевская Русь не уступала другим европейским странам ни в плане общественно-экономической формации, ни по уровню развития культуры. Православие составило ценностно-смысловое "ядро" всей древнерусской и последующей культуры. Принятие этой развитой для своего времени религии стало решающим фактором: при иной религии, ином выборе культура страны стала бы совсем другой. Россия с иной верой имела бы другую архитектуру, живопись, музыку, даже язык и государственное устройство. Именно под действием православия сформировались нравственные ценности, духовный облик русского человека, ведущие черты его архетипа.
Важно отметить, что в период феодальной раздробленности и татаро-монгольского ига единство русской земли сохранялось благодаря ценности русской культуры, сплоченной единством языка, славянской письменности, христианских воззрений и православной церкви. В послемонгольский период с утверждением самостоятельности Московского патриаршества в XV в. церковь на Руси становится существенным орудием централизации, утверждения государственного единства.
Статьи по теме
Теория культуры в социальной философии марксизма
Марксистская философия формируется в 40-х гг. XIX века. Её основоположники - немецкие мыслители - К. Маркс (1818 - 1883) и Ф.Энгельс (1820 - 1895). Они создали новый тип философии - диалектический и исторический материализм. К анализу про ...
Одежда древней Греции
В тесной зависимости от особенностей античного общественного строя, в непосредственной связи с античной идеологией и направлением античного искусства развивался древнегреческий костюм. Свои основные свойства древнегреческий костюм неизмен ...
Развитие кинопроката в 50–70‑е годы
В СССР кино, как и поэты, было больше, чем кино [1]. К концу 70‑х гг. 20 века количество посещений кинотеатров на душу населения (включая грудных младенцев и немощных пенсионеров) составляло свыше 19 раз в год. Экранов в стране было ...