В XVIII веке положение церкви в России кардинально меняется. Петром I были осуществлены реформы в области культуры, они затронули и церковь. Петр I упразднил патриаршество и учредил в 1721 году Синод - центральный орган управления церковными делами и имениями, назначаемый царем. Он издал указ о нарушении тайны исповеди, осуществил частичную, а Екатерина II - полную секуляризацию церковных земель. В результате этих и последующих реформ церковь оказалась подчиненной государству, были подорваны ее экономические позиции и моральный авторитет. Церковь лишалась своего громадного влияния на развитие культуры.
Хотя организационно церковь оказалась в зависимости от государства, однако содержание вероисповедания осталось незатронутым. Православию были чужды сколько-нибудь серьезные попытки реформации. Незыблемость церковной жизни, ее языка и обрядов усиливало изоляцию церкви от образованной части общества. Прочная связь церкви и власти приводила к тому, что растущая оппозиция против власти переносилась и на церковь. В XVIII - XIX веках развитие культуры происходило вне религиозной жизни.
Хотя православие было официальной, даже государственной религией России, оно не было распространено на всей территории страны. Россия все время прирастала новыми землями. Включение в состав России новых территорий не сопровождалось ассимиляцией присоединенных народов, изменением их жизни, языка, религии. Разные народы и религии мирно сосуществовали в пределах Российской Империи. Важной чертой русского народа являлась толерантность - терпимое отношение к другим народам, религиям и культурам. Еще при Екатерине II в 1773 г. был принят эдикт "О терпимости всех вероисповеданий".
Православие было распространено в основном в центральной России, западное христианство - католицизм - прочно удерживало свои позиции в западных частях империи. Другая мировая религия - ислам - была распространена среди народов Центральной Азии, Кавказа и некоторых внутренних областей России (в Татарии). В южной Сибири был распространен буддизм. Он составлял значительный религиозный регион, граничащий с Монголией и Китаем и косвенно связанный с Тибетом как духовным центром. Неправославные части империи, хотя и в разной степени, обнаруживали тяготение к своим "метрополиям" за российскими рубежами. Таким образом, важной чертой российской культуры была поликонфессиональность, т.е. существование нескольких религиозных конфессий.
Статьи по теме
Исторические условия и
теоретические предпосылки появления науки о культуре
Появление науки, систематически изучавшей культуры как особые формы организации жизни человека и регулярно существовавшей в ряде европейских стран, обычно датируется примерно 50-ми годами XIX в. Это не означает, что до этого времени не бы ...
Новгородская школа
В русской иконописи 14-15веков были, строго говоря, только три крупные школы - новгородская, псковская, московская. Их произведения, особенно на зрелых этапах развития, действительно отличены чертами школьной общности. Счастливо избегши т ...
Широта диапазона киноактера и режиссера Сергея Бондарчука
Продолжая работать как киноактер, Бондарчук демонстрировал широту диапазона и добротный традиционализм исполнения. Его наиболее заметными ролями стали Астров в «Дяде Ване» (1971, режиссера А.С. Михалкова-Кончаловского), академик Курчатов ...