Историческое представление о культуре

Материалы » Историческое представление о культуре

Страница 3

Также Возрождение вновь возвращается к рационализму, к признанию факта духовной самостоятельности человека. Отныне человек судит о мире на основании собственного понимания и разумения. Мир таков, каким он его мыслит, воспринимает, познает. Мир дан человеку настолько, насколько он доверяет показаниям и свидетельствам своего разума. Именно разум позволяет человеку действовать не как природному телу и не как марионетке в руках Бога, но как самостоятельному существу, наделённому сознанием и волей. Поэтому разум становится главной ценностью культуры, целью воспитания и образования человека.

Культ человека вызвал глубокий интерес к истории, которая должна была ответить на вопрос, кем был и кем должен стать человек. Это привело к соединению возрожденного античного интереса к человеку с христианской средневековой линеарной моделью истории, что послужило основанием для формирования современного научного принципа историзма.

Заслуга применения исторического метода к исследованию развития общества принадлежит итальянскому мыслителю Джамбаттиста Вико. В своем фундаментальном труде «Основания новой науки наций» (1725) он отмечал, что философы до сих пор исследовали природу, которая не создана человеком, и пренебрегали «миром наций», историческим миром. Вико видел свою задачу в том, чтобы восполнить этот пробел, раскрыв основы общей природы всех народов путем рассмотрения их истории. В своей книге Вико впервые в новое время попытался объективно подойти к представителям иных культур. Ведь античный мир видел в них только варваров, а средневековье оценивало их с точки зрения соответствия культур этих народов христианским ценностям. Вико первый обнаружил несовершенство европейской цивилизации, стал проводить историко-сравнительный анализ, описывать национальные психологии, решать проблемы аккультурации и ассимиляции. При этом он исходил из идеи, что каждая культура самоценна и изучать её можно только с точки зрения её собственных ценностей.

Вместе с тем Вико считал, что существуют общие параметры и принципы развития культуры, которые делают возможным сопоставление разных культур. Для него это классовые структуры, характер труда и форма его организации, структура власти, язык.

В основе культуры лежит борьба классов, сословий и социальных групп, которая либо укрепляет культуру, либо приводит ее к гибели. Культура сродни живому организму, и в своём развитии она проходит через определённые этапы.

1. Век богов - это золотой век, в это время властные структуры не противостоят массам, нет конфликта между властью и теми, над кем властвуют. Ещё нет развития техники, господствует мифология, все говорят на едином общечеловеческом языке. Люди пока обожествляют весть мир, воображении и фантазия доминируют в сознании людей, это приводит к поэтическому, творческому восприятию мира. От той эпохи нам в наследство достались мифы - истории первых народов.

2. Эпоха героев – серебряный – начинается благодаря переходу к оседлости. Выделяются отдельные семьи, причем неограниченная власть отца в семье (она сменяет теократическое правление эпохи богов) распространяется и на входящих в состав семьи людей, и на слуг. Отцы семей постепенно обратились в библейских патриархов, в римских патрициев, рядовые члены семьи - в плебеев. Это эпоха аристократического правления, нарастания религиозных конфликтов, прогресса техники и изобретательства.

В то же время началась культурная дифференциация, непосредственно связанная с распадом единого языка, что привело к усложнению межкультурных контактов. Выделяются сильные и слабые культуры. Слабость культур связана- с природной изолированностью, удаленностью от торговых путей, судоходных рек, недостаточной численностью населения, враждебным окружением. Эти культуры ждет либо подчинение, либо ассимиляция более сильной культурой.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Статьи по теме

Образ Георгия Победоносца в рассказах Чехова
Об обращении А.П.Чехова к фольклору в научных исследованиях говорилось крайне редко, более того, авторы некоторых их них подчеркивали проблематичность самой постановки вопроса – Чехов и фольклор. Н.И.Кравцов в учебно-методическом пособии ...

Происхождение и воспитание культуры в человеке
Слово "культура" произошло от латинского cultura и первоначально имело смысл возделывания, облагораживания земли. Очевидно, что смысл слова "возделанное человеком", "облагораживание" стал одним из главных для ...

Культура Крыма
В Крыму издавна обитали люди, относящиеся к самым разным этническим группам и народностям: киммерийцы и тавры, скифы и сарматы, греки и римляне, хазары и протоболгары, печенеги и половцы, византийцы и итальянцы, татары и турки, караимы и ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация