Для наивной культуры характерно доминирование индивидуальности, для сентиментальной - всеобщего, идеального.
В наивной культуре значимо настоящее, в сентиментальной - прошлое и будущее, что создает эффект ностальгирующего сознания, не удовлетворенного тем, что есть, и соотносящего настоящее либо с утраченным, либо с еще не наступившим. Это ведет к несамодостаточно-ли сентиментальной культуры, постоянно сравнивающей себя с чем-то другим, к утрате этой культурой устойчивости из-за нивелирования сво-:)й особости. Напротив, наивная культура вполне самодостаточна и в ;;илу этого обладает повышенной стабильностью.
Основной формой реализации наивной культуры являются религия и искусство, сентиментальной культуры - наука и философия.
Каждому типу культуры соответствует свой тип личности. Так, для наивной культуры характерен человек играющий, воспроизводящий и создающий ее. Для него свойственна открытость миру, неутилитарное отношение к нему, ассоциативная, образная форма его познания, осознанная самодетерминация, большой творческий потенциал.
Сентиментальная культура дает иной тип человека - закрытого для мира, так как мир воспринимается как угрожающий, пугающий и в силу этого нуждающийся в переделке. Для человека сентиментальной культуры характерен антропоцентризм, несамодостаточность - в силу пребывания в этом мире в разорванном состоянии. Он развивает рассудочные формы отношения к миру, ему почти недоступно творчество, состояние "го сознания трагично.
Выход из этого противоречия Шиллер видит в создании культуры третьего типа, в которой синтезируются лучшие стороны наивной и сентиментальной культур. Это будет всечеловеческая, гуманистическая культура, которой будет соответствовать новый тип человека - всесторонне развитой личности, нацеленной на будущее, постоянно переоценивающей свою культуру, с открытым типом сознания. Она сможет воспроиз-нодить синкретические формы познания мира, зафиксированные в единстве образного и рационально-логического. Это будет универсальная, шургическая личность.
Теоретическим завершением идеалистической концепции культуры стала философия Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, который развивал свою концепцию истории и культуры в "Философии права" и "Философии истории".
Культура понимается Гегелем как форма отчуждения абсолютного духа, аккумулирование абсолютной идеи (подлинной реальности бытия, которая развивается сначала в логике, затем отчуждается в природу и возвращается к себе в форме абсолютного духа), способ самопознания обсолютного духа и самого человечества. Важнейшим свойством культуры является творчество - создание нового, при котором оно не уничтожает старого, сохраняет его в себе как момент своей истории, как свою предпосылку.
Для теории культуры важным было положение Гегеля о связи культуры с человеческим трудом. Гегель исходил из тезиса, что человек является общественным существом, его отличие от животных - в обладании разумом, а также в многообразии потребностей, которые он способен удовлетворять с помощью средств, созданных трудом. Из потребностей человека на основе труда возникает культура. Вначале это практическая культура как потребность и привычка вообще чем-либо заниматься, что развивает рассудок, внимание, память, привычку ограничивать себя, дисциплину. А затем появляется теоретическая культура - многообразие представлений и познаний, подвижность и быстрота этих представлений, схватывание всеобщих отношений - развитие разума.
Статьи по теме
Ювелирное дело
Ювелирное дело и изготовление украшений также принадлежали к числу художественных ремесел, в которых египтяне достигли высокого совершенства. Они и сами хорошо понимали достоинства своей продукции; на одной из гробниц Древнего царства и ...
Франция
Французский балет в начале 20 в. находился в состоянии кризиса. Русские артисты, которых приглашали в Парижскую оперу, в частности из труппы Дягилева были много сильнее французских исполнителей. После смерти Дягилева ведущий танцовщик его ...
Архитектура Шри-Ланки
Древнейшими памятниками искусства на территории острова являются огромные буддийские ступы — да'гобы. В отличие от индийской ступы дагоба не имеет ограды с воротами, с четырёх сторон к ней пристроены вахалькады — небольшие сооружения куби ...