Первая распространенная легенда из истории библиотеки дошла до нас из письма Аристея (ок.180—145 гг. до н.э.) и своим возникновением обязана иудейским ученым, переводившим Ветхий Завет на греческий язык. Семьдесят два сионских мудреца были приглашены в Александрию, отделены друг от друга и усажены за работу. Семьдесят два индивидуальных перевода совпадали слово в слово! Хотя сейчас эта история ученым кажется сомнительной, другие фрагменты из письма свидетельствуют о том, что такое поручение Птолемеев имело место, независимо от результата.
Для персонала Музейона, состоявшего на царской службе, считалось естественным и мудрым не провоцировать ярость покровителей, у которых были свои способы расторгать контракты. И все же прецеденты случались. Поэт Сотад Маронейский осмелился распространить анонимные вирши о женитьбе Птолемея II на родной сестре, которая к тому же была намного старше брата. Автора поэтической гнусности разоблачили и упрятали в тюрьму. После попытки побега его снова упрятали — на этот раз в тяжелый сосуд — и выбросили в море. Его поэтический опыт упоминался часто, вероятно, в назидание остальным.
Поэты Александрии сочиняли, занимались мифологией, грамматикой, размером и ритмом. Каллимах (ок.305—240 гг. до н.э.), создатель поэтического жанра малых форм, был хорошим поэтом — так считали во дворце. 64 его эпиграммы уцелели до наших времен. Он начал карьеру школьным учителем и затем перебрался в мусейон, где стал ассистентом библиотекаря. Он проделал огромную работу — составил первый предметный каталог греческих авторов с биографической и библиографической справкой. Каталог состоял из шести секций и насчитывал наименования 120 тыс. свитков классической поэзии и прозы. Ум и эрудиция Каллимаха были общепризнанными, а преданность безграничной. Утонченный и педантичный, Каллимах заявлял, к восторгу учеников, что «большая книга — это большая скука», и заботился больше об изысканности фразы, чем о глубине и чувствах, хотя чувствами проникнута его знаменитая эпиграмма: «Кто-то сказал мне, Гераклит, о твоей кончине; и я зарыдал и вспомнил, как часто — ты и я — встречали закат солнца за беседой. А теперь ты лежишь где-то, милый друг, обратившись в прах. Но твои соловьи, твои песни еще живы; их всепожирающая смерть убить не в силах».
Среди учеников Каллимаха был восемнадцатилетний юноша с тонкими ногами по имени Аполлон Родосский. Он страдал навязчивой идеей писать эпические поэмы — форма композиции, которую Каллимах ненавидел и всячески отрицал и напрасно отрицал. Аполлон устроил в мусейоне публичное чтение собственных стихов. Ужасный скандал стал итогом творческого вызова, Аполлона выгнали и Каллимах сочинил сатирическую поэму под названием «Ибис», в которой тонкие ноги его соперника и другие недостатки подверглись осмеянию. Друзья Аполлона парировали в том же духе, и спокойствие в мусейоне было нарушено. Каллимах победил, но его победа длилась не вечно. После смерти Каллимаха Аполлона пригласили в Александрию на должность главного библиотекаря, которой Каллимах в свое время так и не смог удостоиться. Женщины во дворце прощали поэту тонкие ноги. Как и Гомер, он писал об аргонавтах, золотом руне и любви, Ясоне и Медее, но так, что царицы теряли голову. Страдания, томления и восторги возобладали, тема героических поисков была забыта. Каллимаху, не будь он в аиде, нечего было бы возразить против такой поэмы, за исключением ее длины.
Математика, география, астрономия, медицина — все вызрело под царской лаской на ограниченном пространстве земли, называемом Александрийская библиотека. Осыпанные золотом и милостями, «книжные черви» совершали поистине гениальные открытия. Астрономия и связанные с ней математика и механика стали предметом систематического исследования. Архимед — гений «эврики» — провел некоторое время в Александрии, изучая разливы Нила. Здесь он заложил основы гидростатики и изобрел «рычаг Архимеда».
Математика началась с загадочной карьеры Евклида. Он был первым среди ученых, приглашенных Деметрием Фалернским и написал здесь свои «Начала». Якобы выведенный из терпения, математик осмелился бросить слова Сотеру: «к геометрии нет царских дорог» в ответ на высочайшую просьбу упростить объяснения «всех этих углов и треугольников».
В 235 г. до н.э. третьим главным библиотекарем стал Эратосфен (ок. 274—194 гг. до н.э.) — стоик, географ и математик. Он учил, что океаны связаны между собой, Африка судоходна и в Индию можно добраться, двигаясь на запад от Испании. Точно вычислил продолжительность года и радиус земного шара. Он успевал к тому же заниматься хронологическими таблицами египетских фараонов и разработкой исторических событий в Греции. Его современниками были Аристарх Самосский, который предложил гелиоцентрическую основу для солнечной системы за 1800 лет до Коперника, и Гиппарх, составлявший карты небесных полушарий.
Статьи по теме
Немецкое возрождение
На рубеже XIV- XV веков Германия была раздроблена, что содействовало живучести феодальных устоев. На примере творчества многих художников можно проследить, как формировалось Возрождение в Германии. Понимание пространства, золотой фон, вып ...
Освоение цветной печати
Почти одновременно с новым стилем резцовой гравюры, созданной Маркантонио Раймонди, в Италии возникает новая форма ксилографии. За столетие ее существования от ранних чисто контурных изображений европейская обрезная гравюра прошла немалый ...
Итальянское искусство эпохи Возрождения
В историю художественной культуры Возрождения Италия внесла вклад исключительной важности.
Подъем новой культуры в Италии относится к 12 - 13 вв. Это, так называемый, период раннего Возрождения.
Масштабы величайшего расцвета итальянског ...