К.Г. Юнг значительное место в своих исследованиях уделяет именно творческим людям и творческому процессу, убедительно доказывая, что бессознательное располагает огромным количеством способов, которыми оно воздействует на сознание и, как считает Юнг, "не только влияет на него, но и полностью им управляет". Творчество, тем более художественное, удел наиболее ярких, одаренных представителей рода человеческого.
В общем русле концепции Юнга можно предполагать, что художник, способный к интуитивному контакту с архетипической структурой мира и обладающий достаточной психической энергией, в процессе реализации художественного замысла вызывает невольное рассогласование естественного порядка вещей. Этот бессознательный магизм, прикосновение к ткани мироздания, возможно, порождает ответную реакцию, призванную устранить возникшие возмущения и их источник.
В теоретическом плане такое свидетельство подтверждает гипотезу об архетипах как общей основе художественного творчества и магии.
Искусство, в силу особой роли в нем интуиции, остро воспринимает потребность в восстановлении контакта бессознательного и обособившегося от него сознания, и в силу этого принимает на себя некоторые функции мифологии и религии. Именно в искусстве архетипические образы обретают зримый лик в качестве образов символических. Символический образ, "логотип" архетипа, нельзя придумать, изобрести. В этом смысле он - нерукотворный. Из-за огромной психической энергии, которую несет в себе архетип, непосредственное соприкосновение с ним опасно. Содержимое бессознательного, как предупреждал К.Г. Юнг, "будучи высвобожденным с помощью активного воображения . может подавить осознающий разум и овладеть личностью".
Юнг предупреждает также об опасности упрощенной интерпретации подлинного содержимого бессознательного, когда сознание может "проявить к нему исключительно эстетический интерес и, в результате, остаться во всепоглощающей фантасмагории". Работы сюрреалистов могут иллюстрировать такую опасность.
В таких случаях творчество не дает ориентиров для поиска равновесия духа. Оно лишь будоражит воображение, оставаясь свидетельством кризиса, и редко - ранним предвестником гармонии.
Поистине, художнику нужно пройти по лезвию бритвы, чтобы, напрямую обратившись к глубинным источникам творческой энергии - архетипам, не подчиниться их мощи, не сойти с ума и не соблазниться внешне эффектным, но пустым нагромождением фантастических образов.
Между тем, по Юнгу, смысл и значение фантазий, связанных с архетипами, "проявляются только в ходе их интеграции в личность как целое". То есть, архетипическая фантазия, чтобы стать эстетически выразительным и глубоким символическим образом, должна быть "укрощена" духом художника, сплавлена в единое целое с его интуицией, чувством, мыслью, жизненным опытом, художественным мастерством. Только тогда изобразительное воплощение символического образа сможет быть убедительным на всех уровнях восприятия - сознательном, эмоциональном, интуитивном.
Юнговские понятия «коллективного бессознательного» и «архетипов», представляются исключительно важными для понимания своеобразия и исторических судеб отдельных народов. Только ими можно объяснить, например, такой феномен, как «врожденная» религиозность русского народа, прошедшего через навязанное ему испытание длительным насильственным безбожием, однако в целом сохранившего архетип своих глубоко религиозных предков.
«Как у отдельных индивидов, у народов и эпох есть свойственная им направленность духа или жизненная установка, — писал Юнг. — Само слово «установка» уже выдает неизбежную односторонность, связанную с определенной направленностью. А где есть направленность, там есть и устранение отвергаемого. А устранение означает, что такие-то и такие-то области психики, которые могли бы жить жизнью сознания, не могут жить ею, поскольку это не отвечает глобальной установке».
Статьи по теме
Камиль Писсаро
Творческий путь Камиля Писарро был очень сложен (1831-1903 гг.), но он был единственным художником, участвовавшим во всех выставках импрессионистов, своего рода "патриархом" этого движения. Он, как и Моне, последовательно шел по ...
Искусство
итальянского Возрождения
Связь искусства и науки составляет одну из характернейших особенностей культуры Возрождения. Правдивое изображение мира и человека должно было опираться на их познание, поэтому познавательное начало играло в искусстве этой поры особенно в ...
Искусство Пскова
Крупнейшим после Новгорода экономическим и культурным центром северо-запада был Псков. Являясь в первые века своего существования «пригородом» Новгорода, подчиняясь ему в политическом и церковном отношении, Псков находился и под влиянием ...