Религия является продуктом духовной деятельности человека, частью культурного потенциала каждого народа. В настоящее время насчитывается более 250 толкований понятия «религия». В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой (М., 2001) приводится следующее определение: «Религия – одна из форм общественного сознания – совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения». Известный русский религиозный мыслитель И.А. Ильин в книге «Аксиомы религиозного опыта» (Париж, 1953) обосновывает идею о том, что «религия есть всежизненная (в смысле сферы охвата) и живая (по характеру действия) связь человека с Богом; или иначе: человеческого субъекта с божественным Предметом . Религия как человеческое состояние есть прежде всего религиозный опыт». [7]
Возникновение религиозных представлений человека в эпоху первобытности могло быть обусловлено разными причинами, среди которых следует выделить: страх перед стихийными силами природы; страх перед общественными явлениями, губительно действующими на человека; обман сильных людей, стремящихся манипулировать сознанием слабых, менее осведомленных и образованных.
Первые комплексные исследования, ставившие целью изучить причины происхождения религии, появились на рубеже ХУ111-Х1Х веков. Представители мифологической школы (нач. Х1Х в.) искали истоки религии в мифологии различных народов, полагая, что религиозные верования - это отголоски древнего астрально-мифологического культа. Последователи антропологической школы (Э. Тэйлор) исходили из того, что религия является продуктом деятельности, сознания, воображения и эмоций людей.
Значительный вклад в анализ причин так называемой «потребности в религии» внесла теория психоанализа З. Фрейда. Религия в своих ранних формах (тотемизм) возникла как следствие подавления бессознательных инстинктов, прежде всего полового (особый род сублимации). Религиозные представления – это иллюзии, призванные заменить исполнение древнейших, навязчивых желаний человечества. Отсюда тайна силы религии: она заключается в силе этих желаний.
На формирование основ современного религиоведения существенное влияние оказали также теории швейцарского психолога К. Юнга, французского социолога Э. Дюркгейма и многих других ученых. [7]
Будучи формой общественного сознания, религия выполняет ряд важных социально-политических и культурно-этических функций: компенсирующую, интегрирующую, регулирующе-контролирующую, экзистенциальную и др. Религия тесно связана с традицией, т.е. опытом сотен поколений определенного этноса, придает традиционным нормам сакральный характер и тем самым закрепляет их в качестве обязательного стереотипа поведения. Религия развивается по своим внутренне детерминированным законам и способна видоизменяться. На базе старых представлений, верований и религиозных форм могут возникнуть новые, одна система может быть заменена другой, более развитой и приспособленной к конкретным социальным условиям и отвечающей современным потребностям общества. Религия активно влияет на всю культуру в целом, вследствие чего появляются религиозная философия, религиозная мораль, религиозное искусство, религиозная литература и т.д.
В структурном плане религия включает в себя такие элементы, как религиозное сознание (веру), религиозное учение, религиозную деятельность, религиозные отношения и религиозные организации.
В своем развитии религия как элемент духовной культуры общества прошла три этапа: родоплеменной, народно-национальный и мировой. На первом этапе становления человечества культура носила синкретический характер. Господствовавшее в эпоху родоплеменного строя мифологическое сознание интегрировало в единую целостность зачатки эстетических, нравственных, религиозных представлений первобытного человека. Религия в этот период не представляла собой автономную систему с ярко выраженными структурными принципами. К самым ранним формам религиозных верований принято относить тотемизм, анимизм, фетишизм и магию. В дальнейшем формируется сложная система политеизма (многобожия).
Второй тип религии – народно-национальный (или национально-государственный) – возникает в эпоху становления классовых обществ и государства, формирования народностей, а затем наций. К данному типу религий принадлежат индуизм, иудаизм, конфуцианство. Их особенностью была строгая ритуализация, обрядность повседневной жизни верующих, препятствующая общению с представителями других вероисповеданий. Культура в данном случае развивалась преимущественно локально, в границах проживания единоверцев. На второй стадии развития религий политеизм уступает место монотеизму (единобожию). Вера в единого Бога тесно связана с утверждением централизации управления, общности психологии и традиций конкретного народа.
Выход за рамки родоплеменных верований обусловил возникновение мировых религий, к которым принято относить буддизм, христианство, ислам. Этим религиям присущи такие черты, как: сильная преданность вере; межэтнический и космополитический характер; обращение к представителям различных социально-демографических групп; принцип равенства людей; пропагандистская активность.
Статьи по теме
Западные и восточные типы культуры
Деление культур на восточные и западные фиксирует не только их территориальное расположение, но и характеристику методов и способов познания мира, ценностных ориентаций, основных мировоззренческих установок, общественно-экономических и по ...
Культура как объект познания
В современной культурологии не утихают споры по поводу определения понятия “культура”. К настоящему времени предложено громадное число вариантов этого определения. Еще в 1952 году американские антропологи Альфред Кребер и Клайд Клакхон в ...
Святой Георгий в поэзии XX века
Для поэзии XX века характерен мотив воскресения из мертвых. О способности св. Георгия если не воскрешать, то по крайней мере исцелять говорится в стихотворении Николая Гумилева «Видение», которое входит в сборник 1916 г. «Колчан». Истомле ...