Культура и ответственность человека в хозяйственной деятельности

Материалы » Культура и ответственность человека в хозяйственной деятельности

"Хозяйственно-культурный тип" — комплекс особенностей хозяйства и культуры, складывающийся у различных народов, находящихся на одном уровне социально-экономического развития и в сходных естественно-географических условиях. Чем дальше в глубь веков проникает исследователь, тем более очевидной становится зависимость хозяйственной деятельности людей от физико-географических условий среды их обитания. Сходные условия обусловливают появление у различных этносов однотипных видов занятий, приемов и орудий труда, объектов материальной культуры. Выделяется три последовательно сменяющихся культурно-хозяйственных типа докапиталистической эпохи. [3]

Первый тип включает в себя такие виды деятельности как охота, собирательство и рыболовство, характерные для культуры первобытного человека. Этот тип базируется на таких первоначальных видах хозяйственной деятельности, которые предполагают присвоение готового природного продукта. Чтобы добыть природный продукт, люди занимались изготовлением орудий труда, специальных приспособлений, создавали специфические организационные формы для ведения охоты и рыбной ловли. Ведущей характеристикой первого хозяйственно-культурного типа выступает его низкая продуктивность, практически целиком зависящая от случайных факторов. На основе этих первых видов деятельности впоследствии происходят два великих открытия в истории человечества, которые оказали огромное влияние на дальнейшее развитие культуры и цивилизации: люди научились одомашнивать скот и выращивать съедобные растения и плоды.

Возник второй хозяйственно-культурный исторический тип — ручное земледелие и скотоводство. В него входят занятия, связанные с обработкой земли при помощи еще примитивных ручных орудий, и скотоводство как относительно самостоятельная отрасль, дающая стабильный прибавочный продукт. Для него также характерны оседлые группы охотников и рыболовов. На этой ступени проявляется имущественное неравенство, ведущее к социальному расслоению и созданию государства. Третий исторический хозяйственно-культурный тип — пашенное земледелие.

Все три хозяйственно-культурных типа существуют и в современной социокультурной действительности: первый хозяйственно-культурный тип распространен в долине реки Конго, Амазонки, на юге Индии, Шри Ланке, Индонезии, Филиппинах; второй — в Южной и Юго-Восточной Азии, на островах Океании, в Южной Америке, Африке; третий —в Европе, Северной Америке, в ряде стран Азии. Однако даже у народов, которые относятся к одному и тому же хозяйственно-культурному типу, проявляются черты не только сходства, но и различия, которые с течением времени и по мере усиления независимости людей от природы становятся все более явственными и проявляются не только в материальной, но и духовной культуре. Практически в одно и то же историческое время народы, принадлежащие к одному хозяйственному типу (например, земледельческие народы), создают свои уникальные и своеобразные культуры.

Неоспоримо утверждение, что с самого начала выделения человека из животного мира он развивался в соотнесении с географической средой. Взаимодействие человека с природой носит обоюдонаправленный характер, т.е. среда обитания оказывает влияние на характер, мировосприятие, хозяйственную культуру людей, на основе чего они, в свою очередь, живут в мире природы, воспринимают ее и воздействуют на нее. Природно-климатический фактор «несет в себе» несколько аспектов: влияние географических условий на человека; результат этого влияния, выражающийся в мироощущении индивидов, их хозяйственной жизни, характере и т. д.; сам человек как часть природы.[6]

Приведём пример. В работе П.Ю. Шмидта «Природа Японии» отмечается: Чистоплотность японцев – следствие климата и необходимая потребность (Здесь, находятся истоки синтоистких обрядов очищения.); отсутствие зимы и скота развили трудолюбие; тот факт, что японец не имел дела с домашними животными повлиял на развитие мягкости, деликатности японского крестьянина; борьба с морем (рыболовство; отвоевание территорий у моря) сделали японцев ловкими, энергичными и предприимчивыми. Результат островного положения Японии: формирование в высокой степени гомогенной нации и гомогенной культуры; редкость контактов японцев с иностранцами и большое влияние этих контактов на культуру Японии; японцам в своей массе приходилось полагаться только на собственные силы. [4]

Статьи по теме

Возрождение библиотеки
Однако история Александрийской библиотеки на этом не заканчивается. В конце 80-х годов уже прошлого ХХ века у всемирной организации ЮНЕСКО родилась идея воссоздать это чудо света. 12 февраля 1990 г. в Асуане в присутствии глав государств ...

Ю.М. Лотман: семиотика и структурализм
Убедительным примером того, как в советской России, даже в условиях цензурного удушения гуманитарных наук, смогла плодотворно развиваться новаторская культурологическая мысль, является творчество выдающегося ученого - Юрия Михайловича Ло ...

Эстетический идеал красоты
Мужчина-рыцарь, воин постепенно превращается в светского придворного. Обязательное обучение дворянина танцам, музыке придает его облику пластичность, изящество. Мужественность XVII в.— это и величественность осанки, и галантное обращение ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация