Достижения и потери мировой культуры в период западноевропейской колонизации мира

Материалы » Культура и процссы ее развития » Достижения и потери мировой культуры в период западноевропейской колонизации мира

Страница 2

О колонизации можно вести речь тогда, когда представители чужой культуры, прибыв в страну, активно навязывают населению свои собственные ценности, нормы и модели поведения. В таком случае под колонизацией следует понимать самый широкий спектр явлений, включая внедрение транснациональной корпорацией в какую-либо иную страну чуждые ей технологии.

Думается, что исторические примеры все скажут лучше теоретических рассуждений. Если вспомнить ситуацию в той же Африке, то после ухода оттуда европейцев, начался процесс деградации общества и откат к первобытнообщинным отношениям.

Для всех стран Южной и Юго-Восточной Азии было характерно ожесточенное сопротивление традиционной культуры колониализму, завершившейся в итоге деколонизацией и достижением политической независимости. Конечно, это случайно. Географическая близость и природно-климатическое сходство стран, и наличие в них тех продуктов и ресурсов, в которых остро нуждались колонизаторы, во многом объясняют причины, по которым они оказались первым страстно желанным объектом вторжения колониального капитала.

Цивилизационный фундамент стран, формировавшийся веками и тысячелетиями, господство сложившегося образа жизни, привычных стереотипов поведения, устойчивых систем нравственных ценностей, генеральных мировоззренческих принципов и установок.

Цивилизационный фундамент любого общества опирается, как правило, на религию, являющуюся его главной и определяющей основой, которая стала испытывать нажим на нее со стороны внешних сил. Именно с такого рода ситуацией мы имеем дело в период колониализма. Фундамент стран был заложен в древности и связан с ведической культурой древней Индии. Речь идет об индуизме и буддизме.

Традиционный фундамент этих религий, обладая невиданным запасом внутренней прочности на индивидуальном и локальном (община, каста) уровня, вместе с тем не был связан с проблемой укрепления политической власти и государства как такового. Интегрирующая функция ограничивалась социально-религиозными и социально-культурными ее аспектами, тогда как в сфере социально-политической она не действовала. Отсюда невиданный в других обществах политический вакуум, с легкостью заполнявшийся то одними, то другими, чаще всего внешними политическими силами. Отсюда же и отсутствие традиции организованного социального протеста либо энергичного социально-политического сопротивления внешним силам.

Но при всем том традиции этих стран всегда сохраняли и внушительно демонстрировали свою внутреннюю силу, величественное достоинство, издревле существующей и практически неколебимой гигантской системы, с чем не могли не считаться внешние силы, вынужденные приостанавливаться в своих стремлениях к насильственной трансформации общества.

Наиболее продуктивным представляется сценарий, по котором пошло большинство культур Азиатско-Тихоокеанского блока и Средней Азии. Эти культуры приняли достижения западной науки и техники, оставив при этом нетронутой систему социокультурной регуляции. Не только Япония, но еще и Сингапур, Тайвань, Саудовская Аравия и в меньшей степени Иран превратились в современные общества, не становясь западными. И надо сказать, в своих успехах во многом превзошли даже запад. Невиданные темпы экономического роста и роста политической и военной мощи Китая, на фоне стагнирующего Запада, выглядят впечатляюще.

Наиболее «европеизированной» в этом плане можно считать Японскую культуру. Япония на протяжении всего своего существования подвергалась влиянию иных культур Европы, впитывая лучшие их достижения и сохраняя национальный дух.

Менее открытой для иноземных влияния оказалась китайская культура. Китайцам следовало бы составить хронологический перечень последовательно неудававшихся энергичных попыток Запада обратить их в христианство.

Колонизация — всегда насилие одной культуры над другой, но колонизировать можно двумя путями: путем конквистадоров, физически уничтожая колонизируемое население, или загоняя его в резервации; или путем, которыми пошли русские колонизаторы в Сибири — оставляя местное население с его обычаями нетронутым.

Процесс аккультурации (взаимообмена), который затрагивался выше, заслуживает особого внимания. Аккультурация — процесс прямого и длительного контакта одной группы индивидов с другой, который изменяет культурные парадигмы обеих групп. Контакт нарушает единство каждой из контактирующих групп и устанавливается равновесие на новом уровне. И здесь, опять же, имеет смысл подчеркнуть, насколько адекватным является взаимообмен. Думается, если мощная европейская культура соприкоснется с аборигенской культурой какого-нибудь тропического племени, то не трудно догадаться, какая культура повлияет на другую в большей степени.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме

Становление творческой индивидуальности. Второе возвращение в Москву
При поддержке А.В.Луначарского в ноябре 1926 года С.Д. Эрьзя с выставкой своих произведений отправился в заграничную командировку. Во Франции, в Париже, во Дворце работников профсоюза изящных искусств 18 января 1927 года открылась выставк ...

Информационная культура студента
В 21 веке благодаря развитию компьютерных технологий информационное общество превратилось в реальность: человечество получило доступ к различным видам информации, возможность обращения к ним в режиме реального времени. В этих условиях важ ...

Последние годы великого художника
Долгое напряжение, томительное погружение в мир «демонического» не прошли для него бесследно. После окончания картины что-то ломается в его душе. Он меняется буквально на глазах. Куда-то уходят его интеллигентность, дух, интеллект. Он ста ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация