Процесс взаимодействия культур начался много тысячелетий назад, но сейчас, в эпоху глобализации, он принял масштабный и всеохватный характер. И если бы подобное взаимодействие всегда протекало бесконфликтно, то наша история не знала бы войн, распрей, ужасов колониализма и геноцида. Можно выделить множество форм взаимоотношения культур и практически все они в той или иной степени сопряжены с насилием.
Война, геноцид относятся к наиболее очевидным по разрушительным последствиям фактам. Наименее очевидно разрушительное воздействие таких процессов как, например, модернизация и вестернизация.
Колонизация - это навязывание иммигрантами своих культурных ценностей, норм, языка местным жителям. В случае колонизации стиль потребления привносится на новую почву и становится доминирующим либо в стране в целом, либо в отдельных группах населения. Классическим примером культурной колонизации стало создание империй западноевропейских стран в Азии и Африке, сопровождавшееся насаждением там элементов европейской культуры.
Можно с уверенностью констатировать, что колонизация одной культуры другой представляет собой акт насилия, ибо «активное навязывание» чуждых ценностей есть ничто иное, как насилие. Но важно знать, всегда ли колонизация имеет отрицательные последствия, или она иногда бывает благом.
Пожалуй, наиболее удачным в этом смысле примером является Южно-Африканская Республика, в которой наблюдаются достаточно развитые институты демократии и рыночная экономика. Но подобной ситуации долгое время предшествовала эпоха колонизации и апартеида. Поэтому данный пример является скорее исключением, чем правилом. В целом же модернизация по западноевропейскому наиболее успешно прошла в Восточной Европе, где наблюдается большая родственность культур.
С колониального освоения африканского побережья были начаты в свое время поиски путей в Индию. Стоянки-форпосты, которые сооружались вдоль этого долгого пути на африканской земле, со временем становились опорными пунктами самостоятельного значения, т. е. исходными точками для развития колониальной торговли, особенно работорговли в Тропической Африке.
Однако, в XIX в. картина стала быстро меняться. Торговый колониализм трансформировался в промышленный; на смену работорговцам пришли заинтересованные в сбыте фабричных товаров и эксплуатации богатых природных ресурсов Африки европейские капиталисты. XIX век в истории Африки - время острого соперничества держав, особенно Англии и Франции, в попытках обогнать друг друга и захватить как можно больше.
Далеко не всегда захваты такого рода были экономически обоснованными с точки зрения того самого капитализма, интересы которого диктовали приобретение новых колоний и рынков сбыта.
В конечном счете речь шла именно о том, чтобы, не вдаваясь в мелочные расчеты, приобрести как можно больше чужой земли. Считалось само собой разумеющимся, что рано или поздно эти приобретения окупятся с лихвой, что впоследствии и произошло, не говоря уже о том, что успех или хотя бы соучастие в этой гонке было делом престижа для европейских стран. Вообще же на долю других - Германии, Италии, Бельгии, Португалии, Испании - досталось не слишком много.
Открытие алмазных россыпей вызвало в стране алмазную лихорадку, способствовало притоку старателей со всего мира и быстрому экономическому развитию юга Африки.
Вторым столь же мощным толчком для развития послужило открытие золота, где быстро вырос центр золотоискателей Йоханнесбург. Южная Африка быстро становилась одним из промышленных центров мира. Строились города, железные дороги, возникали многочисленные предприятия, развивалась сфера обслуживания. Резко возрастала численность рабочих как из числа приезжих европейцев, так из среды законтрактованных африканцев, создавались мощные капиталистические компании. Плантационное хозяйство было связано с выращиванием сахарного тростника, кофе, развивались горнодобывающие промыслы (алмазы, марганцевая и железная руда).
Колонизация Южной Африки и создание Южно-Африканского Союза как многорассового государства с политическо-правовым и социально-экономическим превосходством европейского населения - явление уникальное не только в Африке, но и вообще в мире.
Есть и совершенно неудачные примеры колонизации, как, например, в большинстве стран Африки, когда старые социокультурные институты были разрушены, а построение новых потерпело фиаско.
Насильственные меры, как в странах Африки и, отчасти, в нашей стране, обычно отражается пагубными последствиями.
Колониализм обычно объясняют нехваткой жизненного пространства или жизненных ресурсов. Обычно колонизация одной культурой другой сопровождается эксплуатацией ресурсов колонизированной культуры. Этот процесс очень хорошо виден сегодня на примере транснациональных корпораций, головные офисы которых размещаются в развитых странах, а производства — в тех странах, где можно обеспечить дешевое сырье и рабочую силу. Но взятые ресурсы можно восполнить, а возможно — и нет. В первом случае имеет место взаимообмен, аккультурация, а во втором — безудержная эксплуатация колонизированной культуры, которая может вызвать ее разрушение.
Статьи по теме
Графика
Изображениями русских и иностранных властителей был иллюстрирован и рукописный «Титулярник» («Большая Государственная книга, или Корень российских государей», 1672–1673), над оформлением которого трудились художники Иван Максимов и Дмитри ...
Первое
послеоктябрьское десятилетие в развитии культуры России
Первое послеоктябрьское десятилетие потребовало, как указывалось выше, создания чисто «пролетарской культуры», противостоящей всей художественной культуре прошлого. Как выяснилось вскоре, задача не только не выполнимая, но и крайне вредна ...
Гробницы – пирамиды
Солдаты! Сорок веков смотрят на вас
с высоты этих пирамид.
Наполеон I
Во время археологических раскопок в местах захоронения членов семьи фараона Джосера был обнаружен оттиск печати, на котором археологи прочли имя и титул зодчего – И ...